Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

Что делать, надо было заставить людей ра­ ботать по законам льда... - А с экипажами проводимых судов ка­ кие были отношения? - Разные. Не все по­ нимали, что команда с ледокола обязател ьна к выполнению. Встре­ чались и неисполни­ тельные. Вот пример: формирую караван из десятка судов. Оче­ редному даю команду: раоотаите машинои, размывайте майну под кормой, трещины по льду пойдут - появится слабина. В ответ звучит: вы нам сначала сами расчистите под кормой, перед носом лед, тогда и дадим полный ход. Но подобное было недопустимо в сложившихся условиях. Следую к уже сформированному каравану, оставляя на­ рушителя с пожеланиями счастливого самостоятельного плавания, если он не выполняет команды с ледокола. И все это звучит в эфи­ ре, чтобы другие судоводители поняли: команды лидера каравана надо выполнять. В противном случае вся эта «гармошка» судов длиной в 22-27 миль сожмется, и движение замедлится, вплоть до остановки. Приходилось объяснять, что сам караван подобен огромному сочлененному из звеньев судну, нос которого - ледокол, а корма - последний в колонне пароход... Встречались откровенные хулиганы. Какой-нибудь мощный кон­ тейнеровоз прет в канал, не считаясь ни с кем, влезая между дру­ гими. На нашем языке это называется задвинуть канал, вынуждая караван останавливаться. В этих случаях приходилось действовать еще более жестко после того, как по УКВ-связи не удалось его уго­ ворить не лезть в состав колонны судов. Мы предупреждали, что в противном случае ему будет обеспечена длительная безопасная «комфортная» стоянка в спрессованном льду. - Но, наверное, не только ругались, но и благодарили... -Таких было подавляющее большинство. Знаете, по поведению самого судна сразу четко видно, кто и как там работает. Бывало, пароход так далеко зашел, что уже стоит носом на берег, никуда А этот сюжет моряки назвали «Три по сто», видимо, имея в виду, что водоизмещение каждого из идущих за ледоколом танкеров превышает сто тысяч тонн 144 Ілава 6. Особая миссия

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz