Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ ние нескольких суток, с природной стихией ничего не поделаешь. Но быть готовыми к подобными резким переменам надо загодя. На фоне потепления в последнее десятилетие, которое приводило к тому, что в Финском заливе лед зимой порой вообще не появлялся, надо было обратить внимание на ситуацию двух последних лет, когда в Баренцевом, Белом и Балтийском морях стал наблюдаться устойчивый рост ледообразования...». Не менее ответственно подходил к оценке ситуации и капитан Скрябин: - Мы понимали, что права на ошибку у нас нет. Случись что-одно­ значно будут назначать крайнего, и нам этой участи не миновать. Речи не могло быть о навалах на суда или даже о царапинах на их бортах во время предстоявших многочисленных проводок в усло­ виях ледового сжатия и при околках судов. И как это ни покажется странным, лучше было работать на предельно коротких дистанциях. Надо было выкинуть из головы все теории мореплавания, где дис­ танции между судами измеряются в кабельтовых, и сразу перейти на метры... То есть брать ответственность на себя ради конечного результата. Неважно, что вел суда в 15 метрах за кормой, брал их фактически в кильватерную струю. А иначе они бы простостояли... А тут еще со всех сторон посыпались команды по телефонам: бро­ сай этот караван, иди за другими, вытаскивай третьего... Словом, полный хаос. Поначалу общался с огромной массой руководителей всяческого ранга, выслушивал пожелания каждого. Звонили даже хозяева судов... Звонки настолько отвлекали, что я в конце концов пооткпючал все свои телефоны. Можно было занять формальную позицию - фиксировать в судо­ вом журнале каждое очередное указание с берега и безропотно его выполнять. А уж потом пусть сами разбираются. Но как себе такое позволить, если видишь в заливе десятки вмерзших в лед судов, простаивавших там неделями, на пределе запасов продук­ тов, воды. Люди ходили по льду - снег собирали и топили... Понял, надо решительно ломать эту систему управления транспортными операциями, точнее сказать, ломать отсутствие системы... Первым делом потребовал все заявки и указания перевести на письменную основу, и чтобы я был обязан принимать распоряжения только от конкретных уполномоченных лиц. На это как раз отведенные по до­ говору две недели и ушли. И хотя работы на трассах по-прежнему было много, порядок появился. Теперь я выполнял лишь письменные распоряжения капитана порта Санкт-Петербург и начальника ШЛО. 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz