Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ Финском заливе... Оказалось же, все довольно серьезно. Экипаж ледокола за три дня решил все оперативные вопросы береговой стоянки. Из Мурманска до порта Санкт-Петербург добежали всего за 6 суток, даже с попутной проводкой застрявших в Финском за­ ливе судов, особо от маршрута не отклоняясь и скорость не снижая. Мы дотащили три судна до приемного буя порта Санкт-Петербург: один большой танкер отвернул на Приморск... В пути по картам проработали будущий театр плавания, теоретические пособия по нормативно-правовой базе, да еще подоспели инструкции из шта­ ба ледовых операций (ШЛО) порта Санкт-Петербург. Проблем при проходе балтийскими проливами не было. Сказалась тщательная предварительная проработка вопросов специалистами Минтранса и Росатомфлота. Капитан Скрябин знает, о чем говорит. В море, вероятно, его информировали, как решались в экстренном порядке вопросы про­ хода на Балтику. По словам заместителя генерального директора Росатомфлота по безопасности мореплавания Владимира Танько, Минтранс РФ своевременно оповестил все приграничные государ­ ства - Швецию, Норвегию, Германию, Данию, Польшу, Эстонию, Литву, Латвию - о проходе атомного ледокола в акваторию Бал­ тийского моря. Данные уведомления были сделаны по линии МИД. Исполнялось также соглашение между финской и российской сторо­ нами о необходимости оповещения Центра радиационной и атомной безопасности на случай возникновения инцидентов на атомных объектах. Атомный ледокол «Вайгач» свой переход к месту ледо­ вых операций совершил без каких-либо нарушений, оговоренных в данном соглашении. Стороны обменялись всеми необходимыми разъяснениями и не имели претензий друг к другу. Однако вернемся к рассказу капитана атомохода «Вайгач». Естественный вопрос к нему: а не тревожно было идти по чужим в сущности водам, даже и зная, что вопрос прохода кем-то наверху регулируется? - Похоже, слишком быстро я пробежал, не успели среагировать. Несся, когда позволяла обстановка, со скоростью 20 узлов, в про­ ливах снижал до 15, ну если под мостом проходили - 12 узлов... Конечно, при этом подстраховывался, предварительно передавая нотисы (извещения - прим. автора) Военно-морским силам Дании, все-таки проливы являются частью их территориальных вод, сооб­ щал время подхода, свои координаты... Аони никак не реагировали. И я перестраховывался, повторял нотисы за трое, двое, за одни 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz