Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 2. СПАСАТЕЛИ - около двух суток - прошло с момента трагедии, а оставшихся в живых (если они остались) не то что час, каждая минута приближала к гибели. Теперь уже от мороза и ветра... Но судьба на этот раз улыбнулась. Уже в первом разведочно-поис- ковом полете командир вертолета доложил: вижулюдей, живые. Он был наполовину прав. Вторая половина правды оказалась черная: 8 человек, находившихся на борту разбившегося вертолета, погибли, живыми вывезли на борт ледокола только десятерых. Среди них и человек, который «изменил мои представления о людях», как за метил Станислав Борисович. Это был командир погранзаставы, он до последнего момента боролся за каждого из оставшихся в живых после катастрофы. Одну за другой вытаскивал пачки денег своей многомесячной зарплаты и пытался ими поддержать гаснувшее на ветру пламя костра. А рядом лежало застывшее тело его жены... Потом врачи удивлялись: неужели этот майор мог двигаться с такими переломами ребер. «На чужом горе я стал известным человеком», - грустно поды тоживает свой рассказ Шмидт. За спасательной операцией на ар ктическом побережье тогда следила вся страна, а позже капитана атомного ледокола «Советский Союз» наградили орденом Почета. К счастью, в спасательных операциях во льдах если и гибли суда, то людей удавалось спасти. А чаще спасали и тех, и других, да еще и груз, благодаря слаженности действий моряков ледоколов и транспортных судов. Атмосферу взаимодействия моряков атомного ледокола и двух транспортных судов хорошо описал исследователь истории Мурманского пароходства И. Чесноков: «В августе, следуя к мысу Шмидта от пролива Вилькицкого, по лучил ночью пробоину в районе первого трюма «Иван Москвин». По общесудовой тревоге аварийная партия во главе с боцманом Г Н. Вирачевым начала заводить пластырь. На помощь аварийному судну уже шла «Арктика». К тому време ни, когда атомоход подошел к месту аварии, первый трюм «Ивана Москвина» оказался полностью затопленным. Пришвартовавшись к судну, «Арктика» поддерживала его на плаву, пока водолазы об следовали повреждение; в борту была обнаружена звездообразная трещина размером до двух метров. Когда к месту аварии подошел теплоход «Брянскпес», было ре шено перегрузить из первого трюма аварийного судна на его борт 300 тонн картофеля... Бригады моряков всех трех судов трудились на этой операции круглосуточно. Когда аварию удалось ликвидиро 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz