Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 2. СПАСАТЕЛИ - около двух суток - прошло с момента трагедии, а оставшихся в живых (если они остались) не то что час, каждая минута приближала к гибели. Теперь уже от мороза и ветра... Но судьба на этот раз улыбнулась. Уже в первом разведочно-поис- ковом полете командир вертолета доложил: вижулюдей, живые. Он был наполовину прав. Вторая половина правды оказалась черная: 8 человек, находившихся на борту разбившегося вертолета, погибли, живыми вывезли на борт ледокола только десятерых. Среди них и человек, который «изменил мои представления о людях», как за­ метил Станислав Борисович. Это был командир погранзаставы, он до последнего момента боролся за каждого из оставшихся в живых после катастрофы. Одну за другой вытаскивал пачки денег своей многомесячной зарплаты и пытался ими поддержать гаснувшее на ветру пламя костра. А рядом лежало застывшее тело его жены... Потом врачи удивлялись: неужели этот майор мог двигаться с такими переломами ребер. «На чужом горе я стал известным человеком», - грустно поды­ тоживает свой рассказ Шмидт. За спасательной операцией на ар­ ктическом побережье тогда следила вся страна, а позже капитана атомного ледокола «Советский Союз» наградили орденом Почета. К счастью, в спасательных операциях во льдах если и гибли суда, то людей удавалось спасти. А чаще спасали и тех, и других, да еще и груз, благодаря слаженности действий моряков ледоколов и транспортных судов. Атмосферу взаимодействия моряков атомного ледокола и двух транспортных судов хорошо описал исследователь истории Мурманского пароходства И. Чесноков: «В августе, следуя к мысу Шмидта от пролива Вилькицкого, по­ лучил ночью пробоину в районе первого трюма «Иван Москвин». По общесудовой тревоге аварийная партия во главе с боцманом Г Н. Вирачевым начала заводить пластырь. На помощь аварийному судну уже шла «Арктика». К тому време­ ни, когда атомоход подошел к месту аварии, первый трюм «Ивана Москвина» оказался полностью затопленным. Пришвартовавшись к судну, «Арктика» поддерживала его на плаву, пока водолазы об­ следовали повреждение; в борту была обнаружена звездообразная трещина размером до двух метров. Когда к месту аварии подошел теплоход «Брянскпес», было ре­ шено перегрузить из первого трюма аварийного судна на его борт 300 тонн картофеля... Бригады моряков всех трех судов трудились на этой операции круглосуточно. Когда аварию удалось ликвидиро­ 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz