Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
В настоящее время по линии МИД запрашиваются правительства Дании, Канады на предмет получения разрешения на заход атомного ледокола в экономические, а в случае необходимости территори альные воды этих стран для оказания помощи ледоколу «Капитан Хлебников»... прошу до получения подтверждения не входить в экономические воды... 3 сентября. 16.45. Весьма срочно. В настоящий момент по-прежнему зажаты льдом. Попытки про двинуться вперед безрезультатны... Сжатие. Улучшения ледовых условий пока не предвидится. Ледовая обстановка продолжает ухудшаться, что может вызвать реальную угрозу повреждения винторулевой группы корпуса. Прошу вас об оказании немедленной помощи атомоходом ввиду тяжелых льдов. Ниже приводим копию текста телекса властям Гренландии. Капитан Васильев. Даже холодно-рассудочный английский текст этого послания до носит сконцентрированный драматизм происходящего. Вот он в переводе: «Зажаты во льдах и улучшения не предвидится. Не в со стоянии двигаться. Просим немедленной помощи... Русский большой ледокол в 200 милях. Просим, чтобы вы разрешили оказать нам не медленную помощь. Не могли бы вы дать подтверждение настолько быстро, насколько это возможно». На этой кричащей ноте прервемся, дальше продолжать чтение радиограмм нет нужды. Дальше все решало дело. Около двух часов крошил «Ямал» льды под кормой «Капитана Хлебникова». Но еще на подходе к нему мурманские моряки реально представляли: может так случиться, что зажмет и атомоход, судам придется дрейфовать вместе. Не буду называть имени, но один из «ямальцев», участник спасательной операции, рассказал мне, что его в какой-то миг ох ватило чувство, близкое к панике. Не выдержал, бросил капитану: куда лезем, самим спасаться надо... Арктика ошибок не прощает. Старая банальная истина. Но не про щает она и предательства. Струсивший в экстремальной ситуации, не в этот раз, так в другой поплатится за свою слабость. Зато и мужество рождается в ответ на другое мужество в ситуации, когда надежда почти потеряна. И об этом еще одна история, случившаяся в Арктике. Не забыть никогда Станиславу Борисовичу Шмидту, капитану атомного ледокола «Советский Союз», тот страшный и трагический день. Хоть они шли на всех парах, не верил он, что кого-то с разбив шегося вертолета удастся найти и спасти. Слишком много времени 132 Глава 5. Беда, она и в Арктике беда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz