Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 2. СПАСАТЕЛИ Капитан, как и положено на флоте, завершает рассказ и ставит точку: - Добрались в порт 31 декабря в 16 часов, но настроение было совсем не новогоднее. Выяснилось: не только лопасть обломана, еще и вкладыш подшипника провернулся... Конечно, времена временам рознь. Сгустившиеся над страной политические сумерки сделали свое черное дело. В эти годы вообще черное с белым настолько перемешались, что порой и не отличить, где была проявлена самоотверженность, а где торжествовало обыкновенное разгильдяйство. И все-таки объективно оценить тот авральный рейс 15-летней давности необходимо. Если в 1983 году на востоке русской Арктики была проведена самая крупная за всю историю мореплавания массовая спасательная операция, то в 1998 году - беспрецедентная операция по спасению от холода отдаленно­ го региона всего двумя судами, ледоколом и танкером. Общее у этих операций одно: в первом случае решающую роль в успехе сыграли атомные ледоколы, во втором вообще бы ничего не состоялось без участия атомохода в проводке танкера. Любые сравнения некоррек­ тны, уж очень непредсказуемо развиваются события при участии стихии, и все же рейс 1998 года мне видится победой на этой стихией людей, находившихся в одиночестве посреди бескрайнего ледяного пространства. Все равно, что космонавты на своем корабле, ото­ рванные от земной тверди... Может, ничего драматического и не происходит, но ты один и, спеша на помощь другим, не знаешь, кто сможет помочь тебе самому, случись беда... Уверенность в себе и своем судне при данных обстоятельствах, по-моему, требует особого мужества. Не случайно же Александр Юрьевич Лембрик, который и сегодня успешно командует атомным ледоколом, подводя итоги той истории,заметил: «Этот рейс дал мне уверенность, что без­ выходных ситуаций не бывает. Вспоминаешь его в тяжелые мо­ менты и понимаешь: а ведь было же еще тяжелее. С восточным сектором нельзя шу­ тить. И никогда нельзя расслабляться...». Атомоход «Советский Союз » на трассе Северного морского пути 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz