Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 2. СПАСАТЕЛИ «Ямал», а тогда дублер капитана «Советского Союза» Александр Юрьевич Лембрик живо отреагировал: «Не вмятину, об этом даже вспоминать не стоило бы. Он получил пробоину. У танкера транцевая корма, и, по всей видимости, или при отходе назад, или при слишком крутом повороте он получил пробоину там, где борт соединяется с транцем. Она была выше ватерлинии. Льдом получил, значит, это на уровне воды. Ничего катастрофического не было - того же раз­ лива нефти, - потому что двойные борта на танкере. Во-вторых, это кормовая часть, там сухой танк. Во всяком случае разговор об этом происшествии зашел только в порту Певек, когда они встали, осмотрелись... И попросили у нас помощи, своих сварщиков не было. Часа за четыре вопрос был закрыт». Обычно злополучную пробоину на финском танкере да потерян­ ную лопасть винта на атомоходе «Советский Союз» приводят в качестве подтверждения, насколько тяжелым был поздний зимний рейс на восток. Ситуацию мы обсуждали с капитаном ледокола в том рейсе Станиславом Борисовичем Шмидтом и его дублером А. Ю. Лембриком. Я вынес для себя следующее: материальные сви­ детельства потерь не всегда лучшим образом, и уж, конечно, не исчерпывающе, характеризуют трудности плавания. Іораздо ощу­ тимее превратности рейса сказываются на настроении и мыслях моряков. Об этом, а не о бесчувственном «железе» надо, прежде всего, вести разговор. Провожая Шмидта в самый, пожалуй, памятный рейс, Вячеслав Рукша, тогда генеральный директор Мурманского пароходства, по­ шутил: «Сможете пройти, вернетесь - крути на пиджаке дырку...». Капитан отреагировал мрачноватой шуткой: «Какой орден, веревку в салоне на случай провала держать буду...». Шутки шутками, а отступать было некуда, и на кого-то другого, даже захочешь, ответственность не переложить. О своем командире и старшем коллеге, уже ушедшем на заслуженный отдых, Александр Лембрик говорит без пафоса: - Большое значение имеет личность капитана. Шмидт спокойный, опытный капитан, потому и остальные вели себя спокойно. Иное дело, если бы начал дергаться, сомневаться, пройдем ли, тогда и за его спиной шептались бы... Надо четко понимать, что у каждого своя ответственность. Стратегические вопросы всегда волнуют только капитанов. Остальных интересуют чисто тактические: как на этом участке пройти, как на том... Старпом не задумывается 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz