Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
ром у ледокольщиков существует поговорка: самая прямая дорога вАрктике- кривая. Конечно, понимали это и в штабе. Когда совсем стало невмоготу, два-три раза самолет для «России» выделили, не считаясь с затратами. Впрочем, руководствовались в эти критиче ские дни, наверное, и другим: ясно стало - без атомоходов всем кранты... Как и в 1983 году, пришлось окалывать и выводить не только транспорты, но и дизель-электрические ледоколы. Тяжеленный лед никого не щадил. На какой-то момент полегчало, но ранние морозы, аж за отметку-25 °С, восстановили ледяной пан цирь. Иной раз заезжали в такие горы, что горизонта не видно. Не лед от атомохода, а само судно от громадной льдины отскакивало. Когда дела плохи, алюдям грозит гибель, выбирать не приходится, к кому первому спешить на помощь. На Западе обычно «Россия» маленькими судами не занималась. Передавая их атомоходам «Тай мыр» или «Вайгач», сама шла впереди, напролом. Маленького «ги дрографа» взять на буксир сейчас было просто некому. «Адмирал Макаров» отправился за водой в бухту Провидения, «Ермак» еще не дошел... Привязали к себе «малыша», а его даже с мостика не видно. А еще одновременно надо было вести танкер в балласте. Этот, напротив, сидит высоко. Попросили капитана: закачайте для осадки воду в танки - уперся, ни в какую... Так и разрезал танкер кормовой кранец «России», пока мучился атомоход с обоими. Де- сять-пятнадцать миль тянули «малыша», затем отдавали буксир и спешили на выручку танкеру. А чуть ход увеличивали, коллеги начинали жаловаться: не поспеваем за вами. Невдомек им, видно, было, что торопилась «Россия», опасаясь надолго оставить без по мощи во льдах каждого в одиночку. В эти критические дни Ламехов спал урывками. Как и положено капитану, стоял самые опасные вахты - ночные. Да еще приходилось отрабатывать за отсутствующего старпома. Но, к чести сказать, нашелся и молодой помощник, Игорь Пшенишнюк, который впиты вал опыт арктического мореплавания буквально на лету. Впрочем, лучшую школу для него и придумать трудно. А когда удавалось выкроить минуты для отдыха, сон не шел: мысли все время возвращались к ядерной установке. Как там механики? Топливо на исходе... Механики сделали все возможное, установка работала без малейших замечаний. А впрочем, и другие службы осознали: промахи сейчас просто недопустимы. Нет к ним никаких претензий у Ламехова, вот только с поварами были проблемы. Те 114 Ппава 3. Ледовая западня
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz