Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

льды Певека и Чукотки. Пресс-конференция на борту ледокола на­ чалась с заявления капитана Румянцева: «По оценке штаба морских операций, нынешняя ледовая обстановка на востоке была тяжелее, чем в навигацию 1983 года». Насколько справедлива была эта оцен­ ка, судить специалистам. Но в том, что тяжелой работы атомоходам хватило с лихвой, сомнений никаких. «Ямал» сменил на востоке «Россию», которая спасла во льдах 20 судов дальневосточников. Пришлось ямальцам проводить сквозь льды танкеры, обеспечивать транзитные рейсы сухогрузов, вести с востока на запад караван из 13 судов совместно с атомоходами «Таймыр» и «Вайгач». Наконец 27 ноября «Ямал» вывел за Берингов пролив дизель-электроход «Витус Беринг», обеспечивавший снабжение арктических точек, и в кромешной тьме полярной ночи ушел последним с восточного рай­ она Северного морского пути. Начиналась же спасательная эпопея, вторая по значимости после событий 1983 года, так. ...Мы сидим в уютной капитанской каюте атомохода «Россия» и Ламехов вспоминает. Открытое, типично русское лицо капитана, что родом с Владимирщины, подвижно. В его улыбке, стремительных, эмоциональных жестах события недавнего прошлого оживают, за­ хватывают. А то и дело срывающееся крепкое, соленое словцо в чей-то адрес слух не режет, напротив, понимаешь: иными словами весь этот малорадостный сюжет не передать. Летняя навигация 1994 года шла буднично. В июле взяли под про­ водку теплоход «Виктор Ткачев», вывели его в Берингов пролив. Потом подвели к острову Врангеля ледокол «Капитан Драницын» с иностранными туристами на борту. Пришлось покрутиться вокруг знаменитого «родильного дома» медведей, пока любознательные туристы высаживались на полярную станцию, летали на вертолете, катались на катерах... «Капитан Драницын» ушел в бухту Прови­ дения, а «Россия» вернулась в западный район, где работы летом всегда хватает. Еще провели во льдах «Ивана Богуна», а затем во­ дили на Колыму танкеры - без топлива Северу зимой не выжить... В короткое арктическое лето, заполненное работой, время ле­ тит незаметно. Вот и август накатил, а штаб морских операций в Дальневосточном районе Арктики еще не приступил к работе. За­ позднились дальневосточники, чего не случалось ранее, месяца на полтора. А когда навигация сбилась с ритма, беды ждать не надо, сама нагрянет. Так и получилось. Не успел ледокол «Мурманск» заступить на ледовую вахту, как получил пробоину: затопило носовое машинное 112 Плава 3. Ледовая западня

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz