Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
судоводителей-ледокольщиков, которые в караване никогда не по вышают голос на более технически слабых, да и в опыте уступаю щих им коллег на проводимых по каналу транспортных судах. Но не только в этом урок. Вспоминается мне ледовая ситуация, какую вообще трудно вооб разить, только сама жизнь нафантазирует такое. Дело было во время первой зимней отгрузки нефти на танкер «Саратов» с нового, еще не совершенного подводного терминала «Варандей-море», что был обустроен в пяти километрах от берега в Печорском море. Операцию перегрузки на танкер нефти, перекачанной из берегового резервуара по трубопроводу, проложенному по дну моря, обеспечивали судно типа «Нефтегаз» и дизель-электрический ледокол «Капитан Нико лаев». Двое или трое суток ничего не получалось: льды находились в постоянном движении и только-только нарастали под влиянием уси ливавшегося мороза, опустившегося до минус сорока градусов. Для надежности и безопасности перегрузки нефти со дна моря, ледокол, танкер и судно обеспечения с помощью якорных цепей намертво за крепили в треугольник, жесткую геометрическую структуру, чтобы сообща противостоять натиску неспокойных льдов. Но гарантии, что и этот «треугольник» устоит под их натиском, все равно не было. По тому заранее был вызван для обеспечения транспортной операции атомный ледокол «Ямал». И как в воду (или в лед) глядели. Однако коллизия ситуации была в том, что атомоход не мог подойти на де сятиметровую изобату глубины, где проводилась загрузка нефти. И тогда капитан атомохода принял беспрецедентное решение: для окалывания льда, нараставшего вокруг «треугольника» из судов, направили спасательный катер «Орлан». Технические параметры стеклопластикового корпуса катера позволяли ему в непрерывном движении ломать 10-15 сантиметровые льды. Что и требовалось в момент нарастания льда вокруг судов. Срочно сформированный на атомоходе маленький «экипаж» катера во главе с молодым штур маном Дмитрием Лобусовым блестяще справился с поставленной задачей, рисуя узоры в тонком льду около застывших судов. Картина с высокой точки на мостике ледокола «Капитан Николаев» была впечатляющая и, к счастью, мой фотоапппарат не подвел на силь ном морозе - получились снимки, документально подтвердившие происходящее. А штурман Д. В. Лобусов теперь командует самым новым атомным ледоколом «50 лет Победы»... Всегда ли мы извлекаем уроки из непростых ситуаций в прошлом? Увы, ответ отрицательный. Хуже того, случается, что не только не 110 Ппава 3. Ледовая западня
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz