Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 2. СПАСАТЕЛИ повреждения. «Зимовка во льдах, когда машины остановлены и со­ греться можно только у маленького камелька - не дай бог кому-то пережить», - рассказывал мне однажды один ветеран арктического флота... В 1983 году список потерь, по данным Л. Г Цоя, таков: «С 1 октября по 4 декабря 1983 г. (когда последние суда были выведены из ледового плена) получили повреждения 17 судов Дальневосточного морского пароходства, в том числе, 5 ледоколов («Капитан Хлебни­ ков», «Ленинград», «Владивосток», «Адмирал Макаров», «Ермак»), два ледокольно-транспортных судна «Амгуэма» и «Нижнеянск» (СА- 15) классаУЛА (усиленный ледовый арктический - прим. автора), 12 судов типа «Пионер» и «Беломорскпес» категории Л1 (ледовый 1)». Впрочем, в такой сложной и масштабной спасательной операции были не только потери, но и приобретения. Не могли не быть. Рас­ сказал об одном из них капитан транспортного судна «Архангельск» Руслан Борисович Игрицкий. Только что принятому с постройки в Финляндии теплоходу «Архан­ гельск» (типа СА-15) - из тех, что строились подстать атомоходам с их высокими скоростями при проводке во льдах на Дудинском на­ правлении, поручили, казалось бы, в безвыходной ситуации роль... ледокола, для вывода семи зажатых льдами судов в районе Певека. Бедолагам-транспортникам ледоколы с их большой осадкой тогда не помогли бы - на мелководье застряли суда. Особенно досталось рыбацкому рефрижератору «Гранитный берег» - его прижало к огромной льдине-стамухе, грозившей раздавить судно при очеред­ ном сжатии льда. «Архангельску» тоже не повезло, беспощадный лед повредил носовую, ударную часть судна - штевень. В общем, ситуация, близкая к поговорке: сам погибай, но товарища выручай. «Архангельск» околол и вывел «Гранитный берег» на глубокую воду, а затем передал его в надежные «объятья» атомохода «Ленин»... И что не менее важно, экипаж Руслана Игрицкого преподнес урок всем: с тех пор по прямому распоряжению Минморфлота «морков­ ки» (так прозвали в народе эти суда за оранжевую окраску) не раз использовали в качестве ледоколов на Балтике и в других замер­ зающих морях. А в Канадской Арктике Игрицкий по собственной инициативе окалывал суда партнеров-транспортников, когда им было невмоготу во льдах. Урок судоводителям простой: в Арктике все равны. В иной ледо­ вой ситуации и транспортное судно может взять на себя инициативу и даже ответственность за проводку каравана, если того требует обстановка. Отсюда берет свой исток фирменный стиль мурманских 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz