Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 2. СПАСАТЕЛИ случись памятной для Ламехова встречи в Санкт-Петербурге: «Про­ водился в нашем городе такой праздник - День героев, - говорит Анатолий Алексеевич. - На нем я познакомился с бывшим старшим помощником командира подводной лодки, которую перебазировали с запада на восток. Рассказал он, как нырнули в районе Айонско- го массива, а там до самого дна лед стоит. Пришлось всплывать и докладывать командованию. Приказали возвращаться назад, но командир подводной лодки решил по-своему: увел ее выше на се­ вер. С поставленной задачей перехода военные моряки справились, получили государственные награды». Справились со своей задачей и моряки-ледокольщики, хотя у них возможности маневра в сплошных льдах не было. Так и молотили винтами затвердевшую воду, пока не вывели на простор последнее судно... «Всю операцию по выводу застрявших в Певеке судов спасло то, что а/л «Леонид Брежнев» вовремя покрыли «Инертой». И после 8-летней эксплуатации ледокол полностью восстановил свою ле- допроходимость, - подводит свой итог Л. Г Цой. - За 8 дней 5 часов перехода из Певека к Берингову проливу было пройдено 770 миль. Средняя скорость составила 3,9 узла. На разводьях скорость до­ стигала 17-18 узлов, а в отдельные вахты (4 часа) при прокладке каналов удавалось проходить не более 2-3 миль. А/л «Леонид Бреж­ нев» практически постоянно работал на максимальной мощности. Средний коэффициент использования мощности составил 95,3 %. Сразу вскоре после выхода из Певека начались неприятности из- за полярной ночи... В общей сложности потеряли целые сутки в ожидании светлого времени, чтобы не забраться в ледовые дебри, из которых потом не выберешься. За всё время проводки ледокол «Леонид Брежнев», работая ударами, совершил 2405 реверсов, то есть в среднем 12 реверсов в час. Максимальное количество реверсов в час достигло 52. При прокладывании канала набегами ледокол то и дело сбрасывало. Он получал крен, наваливаясь скулой на неломаемые куски пакового льда, его уводило в сторону. Потом вынужден был выравнивать канал, чтобы суда могли за ним пройти. Количество застреваний и околок судов составило 87, то есть в среднем 10-11 околок в сутки. Сам ледокол, благодаря опыту капитана и гладкости корпуса, в кпи- нениях находился всего 1 час 22 минуты, совсем не много для таких тяжелых условий. Умеренная скорость разгона в 6-8 узлов и про­ движение на 0,2-0,3 корпуса позволяли избегать частых кпинений». 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz