Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 2. СПАСАТЕЛИ да не тут-то было. Ее уже до нас конструкторы задробили. Оказы вается, новый ледокол «Ермак» оснастили пневмообмывом. Но то ли капитан плохой отзыв о нем дал, а скорее - слабенькие насосы поставили, компрессоры выдавали мало воздуха в пространство между бортом и льдами. И получилось: у чужака под бортом вода кипит, а у нашего «Ермака» лишь слюни текут... А ведь принцип пневмообмыва еще адмирал Макаров на первом «Ермаке» в нача ле века пытался применить. Был у ледокола винт в носовой части, чтобы размывать лед впереди, снимать силу напряжения между ним и корпусом. Тогда не получилось?Так технические возможности были совсем другие. Зато уж нас сама жизнь учила. И вспомнил Ламехов еще одну историю. В 1970 году у Земли Франца Иосифа ледокол «Мурманск» столкнулся с непроходимыми по тем временам льдами. Из пароходства последовала команда: отставить, отработать назад. И они назад повернули, чтобы двигать ся... вперед, кормой. Работа винтов создавала обмыв корпуса, лед уже не прилипал плотно к железу, что приводило к заклиниванию корпуса, и под давлением медленно, но неумолимо разрушался. Да, от неимоверного усилия ледокол мотало из стороны в сторону. Да, канал для транспортов, следовавших позади, получался неровный, но не стояли, шли. За десять суток одолели, казалось бы, непрохо димую ледовую перемычку. И не последовало за ослушание окрика начальства... В рассказе уходит Ламехов еще дальше, вглубь времени. Пароходу «Челюскин» в знаменитом рейсе начала 30-х годов всего одиннад цать миль оставалось до чистой воды, но они оказались роковыми. - Им бы знать, - вздыхает Анатолий Алексеевич, - что ледовый барьер можно было одолеть кормой, пробился бы пароход... И вот теперь, в решающий для судьбы новых атомоходов момент, хорошая идея стала «капиталистической пропагандой». Они с Ку- чиевым проиграли на том совещании. Нет, за политическими обви нениями репрессий не последовало: слава богу, на календаре уже были 70-е годы. Проиграло Дело. Но позднее именно делом Ламехов доказал ошибочность принятого решения. «Арктику» и «Сибирь» построили без эффективных, говоря прямо, революционных систем обеспечения движения во льдах. И чуть не поплатились за поспешность в самый драматичный момент. На из лете тяжелейшей навигации 1983 года на Востоке, когда «Арктика» выводила последний караван, лед снова стал непреодолимой стеной. И снова, как в 1934 году с «Челюскиным», до открытой воды оста 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz