Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
вать канал за счёт размывающего эффекта от работы винтов. То есть принцип двойного действия (система DAS) давно использовался российскими судоводителями, а финны впоследствии подхватили это начинание и запатентовали его. Задним ходом ледоколу «Леонид Брежнев» удалось проложить хороший чистый канал.Таким способом всю армаду ледоколов с судами на «усах» удалось провести че рез эти льды, лидируя задним ходом». Не могу не привести здесь рассказ самого Ламехова, который я записал лет двадцать назад. Капитану стро ившегося в первой половине 70-х годов атомохода «Арктика» Ю. С. Кучиеву и его старшему помощнику А. А. Ламехову ситуа ция ничего хорошего не сулила. На одном высоком совещании, обсуждавшем проект атомоходов второго поколения, они снова поставили вопрос об оснащении строившейся «Арктики» системой пневмообмыва, резко улучшающей ледопроходимость судов. Их противники исчерпали технические аргументы, и тогда в ход был пущен довод иной. Главный конструктор атомоходов, в очередной раз услышав про пневмообмыв, бросил в лицо Кучиеву: - Капиталистической пропагандой занимаетесь... Живописуя накаленную атмосферу совещания, Анатолий Алексе евич рассказал мне, с чего всё начиналось: - Вели мы караван на Балтике, я тогда был старшим помощником на ледоколе «Мурманск». В торосах застревает то один транспорт, то другой, с великим трудом их окалываем, а ледяные перемычки еле проползаем. Словом, тоска... И тут из финских шхер чужой транспорт выплывает, нас, как стоячих, обходит, только и видали. В чем дело? Смотрю в бинокль, а у него пенные буруны перед носом - пневмообмыв. Ни хрена себе! Транспортник без остановок идет, а ледокол застревает. Мы с Кучиевым за идею эту ухватились, Іёрой Социалистического Труда,капитан Ю. С. Кучиев 104 Ппава 3. Ледовая западня
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz