Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 2. СПАСАТЕЛИ «Красин» класса «Ермак». В Певеке на рейде собралась армада ледоколов и судов, которые необходимо было вывести из Арктики (большую часть судов, на восток). В Западном районе Арктики к операции был подключен атомный ледокол «Ленин». В порту Певек под разгрузкой стояли ещё два судна: «Пионер России» и «Монче­ горск» (здесь вкралась ошибка: не «Мончегорск», а «Архангельск» - однотипное новое судно финской постройки было послано на восток под командованием опытного мурманского капитана Р. Б. Игрицкого, которому предстояло сыграть необычную роль в спасении коллег - прим. автора). Из трёх атомных ледоколов по-настоящему работоспособным был только «Леонид Брежнев», который летом прошёл доковый ремонт. Подводная часть его корпуса была вычищена, зашпаклёвана и покрыта ледостойкой краской «Инерта-160». Своих ледостойких красок у нас тогда не было. И наши ледоколы до этого момента «Инертой» не покрывались. Сильное коррозионно-эрозионное разъедание корпуса с глубиной шероховатости до 2 мм приводило к значительному возрастанию коэффициента трения льда об обшивку корпуса. Благодаря образовавшейся «тёрке» увеличение ледового сопротивления атомных ледоколов оказалось равноценным потере мощности в 2 раза. Ледокол «Сибирь», помимо того, что не был покрыт «Инертой», ещё и не был оснащен креновой системой. После сдачи а/л «Аркти­ ка» в 1975 г. было внедрено рацпредложение об отказе от креновой системы на остальных ледоколах серии. Как потом выяснилось, погорячились...». Прервем рассказ для небольшого комментария. В Іосударствен- ном архиве Мурманской области сохранились книги приказов по Мурманскому морскому пароходству, из которых следует, что именно на «Сибири» еще в 1982 году, далее дословно из приказа «провели эксперимент по абразивно-струйной очистке, нанесению шпатлевки «Инерта-160 ФИЛЛ, ледостойких красок «Инерта-160», «Хемпадур-3555» на подводную часть корпуса а/л «Сибирь». Как сказано, впервые на отечественных судоремонтных и судостроитель­ ных заводах. Для этого была приобретена специальная финская и французская техника, а финские специалисты обучали мурманских судоремонтников. Для выяснения результатов эксперимента по по­ краске в мае-июне 1983 года было проведено докование атомохода, но насколько специалисты были удовлетворены состоянием анти- коррозионых покрытий корпуса атомохода после пробного короткого 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz