Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.

сморозях доходит до самого днища ледокола, имеющего осадку 11 м. При взаимодействии с таким льдом винты, рули испытывают очень большие нагрузки. Одновременно начался период устойчивого ледообразования. Сжатие льдов составляло 2-3 балла. В октябре положение значи­ тельно ухудшилось. Отмечался рекордно низкий температурный фон при общей аномальности гидрометеорологических процессов, ни разу не наблюдавшихся в течение последних десятилетий». Свое представление о природной аномалии 1983 года у другого профессионала - судоводителя. Александр Юрьевич Лембрик в то время был помощником капитана на атомном ледоколе «Леонид Брежнев». А сегодня, уже будучи капитаном атомохода «Ямал», делится в беседе своими представлениями о ситуации 1983 года: «За зиму льды то разводит, то их сжимает. Когда их разводит, об­ разуется вода. При сильных морозах она быстро замерзает. Когда сжимает эти льды, образуются торосы.Те места, которые не сжались между торосами, превращаются в ледяные поля. Если ледяной торос над уровнем моря в два метра высотой, то под водой - еще 6 ме­ тров. Похоже на айсберг. За лето ровные поля вытаивают, остаются одни горбатые ледяные горы на поверхности, которые с морозами начинают сбиваться в кучу и смерзаться. Так образуется Айонский массив, который под зиму начинает спускаться к берегу, на юг. Обычно до этого периода все суда выводят на отстой. Здесь же была аномальная ситуация, Айонский массив спустился раньше и зажал во льду порядка 70-80 судов. Они следовали из сибирских рек, Певека. На спасение были брошены лучшие дальневосточные силы, ну и наши. Надо было вытаскивать из многометровых льдов «малышей» 5-6 тысяч тонн водоизмещением типа река-море. Со­ всем не то, что сегодня, когда водим по трассе суда-стотысячники... Очень опасно и для самого ледокола. Если ты ведешь судно и оно начинает застревать, надо его окалывать. То есть, делать разворот и возвращаться к нему, потом за его кормой снова разворот делать и снова окалывать. Все много времени занимает. А временной фак­ тор очень важен: если будешь очень медленно делать околку, судно опять успеет зажать». - Получается, кто кого опередит: ледокол - лед или лед опередит ледокол, - реагирую я. Но это частное мнение. А что полагает наука? «В начале сентября произошло вторжение двухлетних льдов на трассу, Айонский массив прижало к берегу. В середине сентября, в аномально ранние сроки началось ледообразование», - сообща­ 94 Ппава 3. Ледовая западня

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz