Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности. Кн. 2. Споры со временем и пространством / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 255,[1] с.: ил., [8] л. цв. ил.
сморозях доходит до самого днища ледокола, имеющего осадку 11 м. При взаимодействии с таким льдом винты, рули испытывают очень большие нагрузки. Одновременно начался период устойчивого ледообразования. Сжатие льдов составляло 2-3 балла. В октябре положение значи тельно ухудшилось. Отмечался рекордно низкий температурный фон при общей аномальности гидрометеорологических процессов, ни разу не наблюдавшихся в течение последних десятилетий». Свое представление о природной аномалии 1983 года у другого профессионала - судоводителя. Александр Юрьевич Лембрик в то время был помощником капитана на атомном ледоколе «Леонид Брежнев». А сегодня, уже будучи капитаном атомохода «Ямал», делится в беседе своими представлениями о ситуации 1983 года: «За зиму льды то разводит, то их сжимает. Когда их разводит, об разуется вода. При сильных морозах она быстро замерзает. Когда сжимает эти льды, образуются торосы.Те места, которые не сжались между торосами, превращаются в ледяные поля. Если ледяной торос над уровнем моря в два метра высотой, то под водой - еще 6 ме тров. Похоже на айсберг. За лето ровные поля вытаивают, остаются одни горбатые ледяные горы на поверхности, которые с морозами начинают сбиваться в кучу и смерзаться. Так образуется Айонский массив, который под зиму начинает спускаться к берегу, на юг. Обычно до этого периода все суда выводят на отстой. Здесь же была аномальная ситуация, Айонский массив спустился раньше и зажал во льду порядка 70-80 судов. Они следовали из сибирских рек, Певека. На спасение были брошены лучшие дальневосточные силы, ну и наши. Надо было вытаскивать из многометровых льдов «малышей» 5-6 тысяч тонн водоизмещением типа река-море. Со всем не то, что сегодня, когда водим по трассе суда-стотысячники... Очень опасно и для самого ледокола. Если ты ведешь судно и оно начинает застревать, надо его окалывать. То есть, делать разворот и возвращаться к нему, потом за его кормой снова разворот делать и снова окалывать. Все много времени занимает. А временной фак тор очень важен: если будешь очень медленно делать околку, судно опять успеет зажать». - Получается, кто кого опередит: ледокол - лед или лед опередит ледокол, - реагирую я. Но это частное мнение. А что полагает наука? «В начале сентября произошло вторжение двухлетних льдов на трассу, Айонский массив прижало к берегу. В середине сентября, в аномально ранние сроки началось ледообразование», - сообща 94 Ппава 3. Ледовая западня
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz