Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

педиций, организованных по инициативе А. Н. Чилингарова и А. 3. Сидоренко в начале 80-х годов прошлого века. Впервые в Ар­ ктике такой вариант доставки грузов на льдину был использован осенью 1982 года для обеспечения станции «Северный полюс-25», вблизи которой было невозможно построить взлетно-посадочную полосу. Использовались два самолета Ил-76 военно-транспортной авиации, доставившие необходимые грузы к месту парашютного де­ сантирования из Хатанги. Интерес к этому, надо отметить, успешно проведенному эксперименту был настолько велик, что советские Илы на перелете от Хатанги до льдины дрейфа, маскируясь, сопро­ вождали два американских истребителя. Именно в 80-е годы, когда не было регулярного обеспечения работы дрейфующих станций с использованием ледоколов (исключение - высокоширотный рейс атомохода «Сибирь» в 1987 году с эвакуацией СП-27 и высадкой СП-29), парашютное десантирование грузов на льдину применялось наиболее часто, но не всегда успешно. Так, в январе 1989 года груп­ пой ЭКСПАРК с самолета Ил-76 было десантировано 18 платформ с грузами для СП-30, семь из которых разбились из-за нераскры- тия парашютов. Неудачным был и первый сброс грузов для этой станции в сентябре с самолета Ан-12, который обеспечивала вновь организованная при Іоскомгидромете группа «Полюс» (Центр авиа- парашютных экспедиционных работ): из 9 платформ 4 разбились об лед из-за нераскрытия парашютов. Вывод очевиден: по большому счету доставка грузов на дрейфующие научно-исследовательские станции путем их сброса с самолетов - это даже не альтернатива используемым методам их оборудования с помощью авиации и су­ дов, а всего лишь подспорье полярникам, когда возникает дефицит снабжения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz