Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
Северного полюса, однако энтузиазм и патриотизм хорошие, но не лучшие помощники, когда речь заходит о суровом финансовом бремени, которое легло бы на организаторов содержания такой дрейфующей станции. Ключевая транспортная задача при оборудовании дрейфующей станции - доставка необходимого оборудования, снаряжения, то плива и других расходных материалов. После экспериментальной высадки станции «Северный полюс-10» возникла большая пауза в доставках грузов полярников судами на дрейфующие льдины. Но известно, беда не ходит одна. «Теперь уже и нет авиации у нас, которая могла бы работать на высадку полярников. Я имею в виду среднюю авиацию, самолеты типа Ли-2, которые могли летать на значительные расстояния от 500 до 1000 километров и произво дить посадки на неподготовленные места на дрейфующем льду. Вот надо в Антарктиду доставлять груз, обращаемся к канадцам. У них «Бакер-65», это копия нашего Ли-2. Никита Сергеевич, из вините, нам нагадил тем, что лишил полярников авиации: подарил Ли-2 китайцам, Илы отдал чехам...», - комментирует Н. А. Корнилов. Возникавший провал в авиационном обеспечении станций в 1967 году пробовали закрыть за счет отправки в рейс ледоколов Даль невосточного пароходства, но в последний момент Министерство морского флота отказало в выделении хотя бы одного из двух наме чавшихся для решения задачи судов этого класса. В итоге была со рвана высадка станции «Северный полюс-16» и нанесен серьезный материальный ущерб делу. Ученые категорически жестко оценили этот провал: «Перспективная идея об удешевлении научных работ в Арктике за счет организации дрейфующих станций «Северный полюс» ледокольными средствами вместо дорогостоящих авиаци онных не была воплощена в жизнь» («Российские исследования на дрейфующих льдах Арктики»),Так вот, оказывается, сами полярники изначально расценивали обустройство дрейфующих станций с борта ледоколов оптимальным вариантом удешевления научных работ. А они знают, как никто другой, о чем говорят. Если разносторонне оценить этот вывод, он не так уж далек от истины. Предпринимались и другие попытки использовать какие-то новые способы доставки грузов, которые если и не станови лись чистой альтернативой уже существующим, но применялись как сопутствующие. Речь о сбросах грузов на льдину в рам ках ЭКСПАРК (эксперимент парашютный арктический) - экс 74 Глава 4. Альтернативы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz