Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
и их судов обеспечивают ледоколы. Впрочем, в рассказе Петрова все показано: - Я попал на «Тару» в 2007 году и дрейфовал на ней с сентября до конца января, вплоть до выноса в пролив Фрама. Безусловным плюсом такого рода дрейфа надо считать отно сительно комфортное проживание (хотя был дефицит свободной площади) и возможность сразу приступать к исследованиям, а не тратить массу времени и сил на развертывание и бытовое устрой ство. Фактически разбит был только научный полигон и создан склад топлива. Также преимуществом является свободный выбор начала дрейфа при заводе яхты во льды с помощью ледокола (это сделал дизель-электрический ледокол «Капитан Драницын»), И главное - возможность пройти зону взлома полей до выхода на чистую воду. К минусам можно отнести ограниченное количество участников экспедиции (нас было 10 человек) и опасность опрокидывания (яхта была без киля) при сильном торошении вдоль борта. На этот случай были заготовлены палатка, спальники, лыжи и т.п. Но нам повезло: торошение было перед носом. Также существует опасность дефор мации винтов при подвижках льда. У нас был погнут протектор на одном из винтов, мои коллеги Грант и Сэм спускались неоднократно с аквалангами под лед и все же сняли его. Боялись, что при выходе на чистую воду этот винт будет вообще смят. Было непонятно, как себя поведет «Тара» при разрывах и сжатиях (сжатия опасны при высокой кромке льда, когда корпус будет не выдавливаться льдом вверх, а его сожмет как тисками). Мы долго дрейфовали в гренландском ледовом языке, относи тельно недалеко от чистой воды, и нас часто ломало и снова замо раживало, но «Тара» стояла высоко. Были трудности с установкой киля на воде. Пришлось делать растяжки через мачту к ледовым якорям и таким образом ловить идеальный горизонт, так как киль должен был одновременно и строго вертикально пройти через два отверстия в палубе и в днище. Нам повезло с погодой. Вообще нам много везло. «Тара» была вморожена в подводный торос толщиной 9 метров. Опасались, что стихия нас обколет вокруг, а потом на волне яхту положит на бок, как эскимо. А раскололо ледовый панцирь перед носом и прямо по винтам, словно по заказу, лучше не придумаешь. Если подводить итоги, то мне кажется, что наиболее перспек тивным вариантом дрейфа во льдах является специально спро 72 Глава 4. Альтернативы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz