Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

и их судов обеспечивают ледоколы. Впрочем, в рассказе Петрова все показано: - Я попал на «Тару» в 2007 году и дрейфовал на ней с сентября до конца января, вплоть до выноса в пролив Фрама. Безусловным плюсом такого рода дрейфа надо считать отно­ сительно комфортное проживание (хотя был дефицит свободной площади) и возможность сразу приступать к исследованиям, а не тратить массу времени и сил на развертывание и бытовое устрой­ ство. Фактически разбит был только научный полигон и создан склад топлива. Также преимуществом является свободный выбор начала дрейфа при заводе яхты во льды с помощью ледокола (это сделал дизель-электрический ледокол «Капитан Драницын»), И главное - возможность пройти зону взлома полей до выхода на чистую воду. К минусам можно отнести ограниченное количество участников экспедиции (нас было 10 человек) и опасность опрокидывания (яхта была без киля) при сильном торошении вдоль борта. На этот случай были заготовлены палатка, спальники, лыжи и т.п. Но нам повезло: торошение было перед носом. Также существует опасность дефор­ мации винтов при подвижках льда. У нас был погнут протектор на одном из винтов, мои коллеги Грант и Сэм спускались неоднократно с аквалангами под лед и все же сняли его. Боялись, что при выходе на чистую воду этот винт будет вообще смят. Было непонятно, как себя поведет «Тара» при разрывах и сжатиях (сжатия опасны при высокой кромке льда, когда корпус будет не выдавливаться льдом вверх, а его сожмет как тисками). Мы долго дрейфовали в гренландском ледовом языке, относи­ тельно недалеко от чистой воды, и нас часто ломало и снова замо­ раживало, но «Тара» стояла высоко. Были трудности с установкой киля на воде. Пришлось делать растяжки через мачту к ледовым якорям и таким образом ловить идеальный горизонт, так как киль должен был одновременно и строго вертикально пройти через два отверстия в палубе и в днище. Нам повезло с погодой. Вообще нам много везло. «Тара» была вморожена в подводный торос толщиной 9 метров. Опасались, что стихия нас обколет вокруг, а потом на волне яхту положит на бок, как эскимо. А раскололо ледовый панцирь перед носом и прямо по винтам, словно по заказу, лучше не придумаешь. Если подводить итоги, то мне кажется, что наиболее перспек­ тивным вариантом дрейфа во льдах является специально спро­ 72 Глава 4. Альтернативы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz