Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 1. СКВОЗЬ ЛЬДЫ К ОСТРОВАМ НАУКИ морского центра «Полярный Одиссей» Юрия Михайловича Наумова, являющегося к тому же членом правления весьма авторитетной в стране ассоциации «Морское наследие России». Клуб полярных (и не только) мореходов широко известен в стране и за рубежом благо даря строительству аналогов поморских судов далекого прошлого и совершенным на них плаваниям в арктические широты вплоть до легендарного северного архипелага Грумант, ныне именуемого Шпицбергеном. В поисках новых сфер приложения своих представ лений, познаний и навыков петрозаводчане разработали проект организации работы серии дрейфующих полярных станций на спе циально созданных научно-исследовательских судах, вобравших в себя достижения предшественников. «Постоянный мониторинг состояния окружающей среды в Ар ктике возможен только при условии создания сети дрейфующих научно-исследовательских полярных станций нового поколения: научно-исследовательских судов - дрейфующих полярных стан ций (НИС-ДПС). НИС-ДПС - это станции-суда многократного ис пользования», - обосновывают, причем весьма категорично, свою идею мореходы-любители. Сторонников у них, судя по группе поддержки, уже немало. Но знакомясь с различными варианта ми данного проекта, откровенно говоря, я посчитал его авторов во многом фантазерами, когда грань между желаемым и дей ствительно обоснованным в их рассуждениях стиралась. Ну как, к примеру, расценивать такие заявления: «НИС-ДПС будет иметь по соседству небольшой ледовый аэродром с базирующимся на нем вертолетом или мотодельтапланом, а также подготовленную к вскрытию в нужный момент с помощью дистанционного управления и специальных зарядов полынью для оказания помощи атомным подводным лодкам (АПЛ) в случаях необходимости аварийного или специального всплытия». На какую помощь вправе рассчитывать атомная субмарина, к тому же в одном-единственном случае, когда она попадет в аварию именно в точке дрейфа НИС-ДПС? Вероят ность их встречи микроскопическая, потому все это выгладит как- то не очень серьезно. А вообще, трудно предположить, кого можно спасти при обеспечении работы мотодельтапланами в заброшенной ледяной пустыне... Словно услышав мои сомнения, руководитель клуба «Полярный Одиссей» Виктор Дмитриев позвонил из Петрозаводска в ответ на электронный запрос и прояснил самое существенное, с его точки зрения, в продвигаемом проекте: «У НИС-ДПС два основных пре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz