Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

1,2-1,5 балла. В таких условиях прогнозировать точную дату воз­ вращения домой крайне сложно. По словам Владимира Соколова, путешествие займет более десяти дней. Тем временем участники экспедиции продолжают проводить ис­ следования на борту ледокола. Речь идет о метеорологических наблюдениях и замерах толщины взламываемого «Россией» льда. Члены вертолетной группы возобновили проведение ледовых раз­ ведок. Главная их задача - определить оптимальный путь прохож­ дения ледокола и по возможности обнаружить сеть разрывов, через которые судно могло бы двигаться в Мурманск быстрее. 08 июня 2010 г. - Ледокол «Россия» идет через зону торосистых льдов. Экспедиция «Высокоширотная Арктика - 2010» длится уже боль­ ше месяца. Возвращение полярников, зимовавших на дрейфующей станции СП-37, на берег несколько затягивается. Сегодня пошел второй месяц с того момента, как атомный ледокол «Россия», на борту которого исследователи возвращаются на базу Росатомфлота в Мурманске, вышел в рейс. Судно сейчас находится в районе 140-го градуса восточной долготы и 82-го градуса северной широты. До порта приписки остается преодолеть еще около 1600 миль (это бо­ лее трех тысяч километров). На пути ледокола встали серьезные препятствия - мощные торосы, а в понедельник по ходу движения даже встретился небольшой айсберг. - Из-за ветра южных направлений идет постоянное сжатие льдов, - сообщил руководитель экспедиции Владимир Соколов. - Хотя ледокол вышел из зоны старых льдов и движется в однолетних льдах, скорость значительно упала. По техническим характеристи­ кам «Россия» рассчитана на продвижение со скоростью два узла в ровном припайном льду толщиной до двух метров. Но через торосы судно может двигаться несколько медленнее. Что касается торосов, то их вокруг ледокола великое множество. В таких условиях «Россия» продвигается, постоянно давая зад­ ний ход и беря ледяные препятствия с разгона. В некоторых ме­ стах такой разгон приходится брать не по одному и даже не по два раза. - Разрывы, по которым можно было бы пройти значительно бы­ стрее, закрылись из-за того же южного ветра, - продолжает Влади­ мир Соколов. - Он заставляет лед дрейфовать на север, так что вся 62 [пава 3. Героизм сменяется профессионализмом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz