Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

морское пароходство». Строго говоря, дневником собранный материал не является, это, скорее, отчет, составленный в произ­ вольном формате, но суть не в форме, а в содержании, передаю­ щем напряжение момента и зафиксировавшем приметы времени. С любезного согласия капитана привожу этот документ истории ис­ следований Арктики с некоторыми сокращениями и с минимальной неизбежной литературной правкой. В период с 15 мая по 24 июня 2010 года атомный ледокол «Россия» совершил экспедиционный рейс «Высокоширотная Арктика-2010». Рейс проходил в тяжелейших ледовых условиях в восточном районе Арктики, где в это время не бывал ни один ледокол. Ледокол постоянно эксплуатировался на предельной мощности, преодолевая многолетние и однолетние льды толщиной временами более 2 метров, ощущая постоянную вибрацию. Экипаж ледокола грамотно обслуживал все системы и механизмы, чтобы обеспечить безопасное движение. За период движения ледокол останавливался в общей сложности только на 13 часов 33 минуты для устранения мелких неисправностей. Это говорит о хорошей предрейсовой под­ готовке и своевременном проведении судовыми специалистами профилактических работ. Да, великой героики нет, но как могли, так и обеспечили выполне­ ние государственной задачи по снятию с расколовшегося ледового поля коллектива дрейфующей станции «Северный полюс-37» и её оборудования. Путь к СП-37 и обратно в Мурманск был не из легких. Вот что писали представители СМИ. (В свой дневник капитан Спирин включил выдержки из материалов корреспондента газеты «Невское время» Никиты Рубцова, отправляемых по ходу рейса - прим. автора). ПУТЬ К СТАНЦИИ Сейчас скорость довольно сильно упала: ледокол вошел в зону толстых льдов. То и дело нос судна вгрызается в льдины, раскалывая их на куски (иногда ледокол подобно доисторическому морскому зверю вылезает на лед и тогда приходится сдавать назад и искать другой путь). В такие моменты корпус «России» содрогается, все скрипит и трясется. Дрожь, кстати, ощущается в любом помещении: в каютах, гальюнах, душевых, коридорах. Но, что удивительно, ни малейших неудобств это не доставляет (хотя, может быть, это про­ 54 [пава 3. Героизм сменяется профессионализмом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz