Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

сентябре 2008 года, а ее плановое снятие со льдины проводилось на борт атомного ледокола «Ямал» (капитан С. В. Румянцев) в пе­ риод 26-31 августа 2009 года. Особенность следующей дрейфующей станции «Северный по- люс-37» была в том, что она была высажена в районе полюса относи­ тельной недоступности в рамках высокоширотного рейса атомохода «Ямал»(капитан С. В. Румянцев). Станция была высажена после сня­ тия СП-36. Высадка была выполнена на полесморози многолетнего льда, образовавшегося в районе Канадского Арктического архипела­ га. Станция открыта 7 сентября 2009 года. Закрытие ее состоялось 5 июня 2010 года. Для снятия станции в Канадскую котловину был от­ правлен атомный ледокол «Россия». Как отмечал в своем дневнике капитан атомохода Александр Михайлович Спирин, «рейс проходил в тяжелейших ледовых условиях в восточном районе Арктики, где в это время не бывал ни один ледокол». Перед экипажем также стояла задача провести разведку состояния ледового покрова на традици­ онных трассах Северного морского пути от западной до восточной кромки льда, исходя из предстоящих этим летом транспортных задач в Арктике. Позже, в августе, впервые в истории атомные ледоколы успешно обеспечили транзитные плавания крупнотоннажных судов с небывало большими партиями грузов и даже пассажирского па­ рома. В этот же год атомоход «Россия» (капитан О. М. Щапин) обеспечи­ вал высадку дрейфующей станции «Северный полюс-38», открытой 15 октября. Станцию можно назвать внеплановой. В государствен­ ном бюджете 2010 года не было предусмотрено ее финансирования, в него были включены только расходы на эвакуацию СП-37. Однако специальный представитель президента по международному со­ трудничеству в Арктике иАнтарктике Артур Николаевич Чилингаров обратился к руководству страны с предложением изыскать средства на обеспечение деятельности новой дрейфующей станции и добился положительного решения. Конечно, работы по подготовке станции велись весь год, несмотря на отсутствие положительного решения о ее организации - все надеялись на государство и не ошиблись. Хотя финальная часть подготовки шла форсированными темпами. Неожиданный поворот был и при высадке следующей станции «Северный полюс-39», открывшейся 1 октября 2011 года. Почти за неделю до этого атомный ледокол «Россия» (капитан А. М. Спирин) подошел к льдине для эвакуации СП-38. Решение о месте высадки 50 Глава 2. Что было потом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz