Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 1. СКВОЗЬ ЛЬДЫ К ОСТРОВАМ НАУКИ май, полярникам сбрасывали с самолетов бочки с дизтопливом и керосином, продлявшие жизнь станции. 18 мая ледокол наконец подошел и ошвартовался к весьма сжавшейся по размерам из-за сильного торошения льдине. Забрали не только полярников, но и погрузили оборудование и имущество СП-27, чтобы использовать его в дальнейшем на вновь организуемой станции СП-29. Однако не в сторону земли, а к Северному полюсу пролегал дальнейший путь атомохода «Сибирь», которого он достиг 25 мая, второй раз в истории вслед за атомным ледоколом «Арктика». И только 3 июня участники третьей смены СП-27 были высажены на Диксоне. А ледокол отправился в район к востоку от острова Комсомолец архипелага Северная Земля, где была обеспечена высадка кол­ лектива станции «Северный полюс-29», которая была открыта 10 июня 1987 года. Ледокол участвовал и в закрытии этой станции 19 августа 1988 года. Затем в работу по обеспечению деятельности научных дрейфу­ ющих станций включился атомный ледокол «Россия» (капитан А. А. Ламехов), эвакуировавший 23 января (флаг станции был спущен 21 января) 1989 года станцию «Северный полюс-28» со льдины в проливе Фрама между Гренландией и Шпицбергеном, ее выносило на чистую воду, что угрожало безопасности персонала. Эстафету исследований на льдине принял в проливе Фрама научно-исследо- вательский ледокол «Отто Шмидт». А перед этим атомоход «Рос­ сия» довольно тяжело, продвигаясь ударами через обширное поле сморози, подошел к обломку старой льдины, на котором располага­ лась станция полярников, и удачно провел операцию по ее снятию. В своем отчете капитан Анатолий Алексеевич Ламехов сообщал: «Строения, как оказалось, находились вплотную к кромке этого мощного поля. Уперлись в него форштевнем. Получилось удачно: рядом с бортами торосов не оказалось, лед ровный. Погрузка воз­ можна с обоих бортов... Решили использовать все 5 судовых кранов». Затем на кромке льдов атомоход встретился с ледоколом «Отто Шмидт», на который передали приборы для продолжения работ в проливе Фрама. Этими работами руководили два Іероя социалистического труда, посвятившие свою жизнь и деятельность полярным широтам: мо­ ряк капитан А. А. Ламехов и полярный исследователь начальник экспедиции Н. А. Корнилов. В дальнейшем именно атомоход «Рос­ сия» в силу разных обстоятельств с начала XXI века будет чаще всего использоваться для обеспечения научных исследований в 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz