Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

мощными и совершенными, чем «Ленин». Но и до их появления на ледовых трассах Арктики в 1975 году полярники не раз прибегали к помощи моряков. В октябре 1968 года при поддержке ледокола «Ленинград» и дизель-электрохода «Амгуэма» была организована высадка СП-18. Помогали моряки во время высадки и организации дрейфующей станции-долгожительницы «Северный полюс-22», про­ существовавшей на ледяном острове почти 9 лет. Тогда, предвидя небывалые по продолжительности исследования ученых, для их обеспечения всем необходимым в достаточном количестве были задействованы два судна Дальневосточного морского пароходства: дизель-электроход «Капитан Кондратьев» и ледокол «Владивосток». Впоследствии суда и дизель-электрические ледоколы также при­ влекались на дальневосточном плече плавания для обеспечения работы дрейфующих станций. А возобновление практики поддержки полярных станций ато­ моходами выпало на долю атомного ледокола «Сибирь» (капитан В. К. Кочетков), совершавшего экспериментальный высокоширот­ ный рейс-проводку дизель-электрохода «Капитан Мышевский» (капитан Т. Ф. Кривохижин) в мае-июне 1978 года. Иная техника, иные задачи, иные возможности - так можно охарактеризовать эту операцию в сравнении с высадкой СП-10. К 20 июня, дню подхода «Сибири» к дрейфующему ледяному острову, станция «Северный полюс-24» уже была создана благодаря усилиям поляр­ ной авиации, выполнившей 63 рейса. Атомоход вез для зимовщиков самое габаритное снаряжение - трактор-бульдозер Т-100, снегоо­ чиститель ДЭ-220, три тракторных волокуши, 33 тонны пиломате­ риалов и 414 тонн (1500 бочек) горюче-смазочных материалов. В совокупности груза было привезено примерно столько же, сколько атомоходом «Ленин» для СП-10 - 474 тонны, но на выгрузку потре­ бовалось всего три дня. И никаких экстраординарных событий. А вот доставленная атомоходом техника уже в июле весьма пригодилась при строительстве ВПП для осеннего завоза грузов. Впервые сдвоенную операцию - эвакуацию-высадку научных дрейфующих станций - совершил тоже атомный ледокол «Сибирь» (капитан 3. А. Вибах), на борту которого проводилась одна из самых сложных ледокольных экспедиций, в сезон наиболее тяжелых льдов в Арктике. Было это в мае-июне 1987 года. На станции «Северный полюс-27» ледокол оченьждали, здесь был введен жесткий режим экономии из-за недостатка топлива, но его все равно не хватало. И пока рейс атомохода откладывался, переносился с апреля на 44 Глава 2. Что было потом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz