Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

предметом его научного интереса. До рейса по высадке «десятки» Максутов успел поработать в Финляндии, Іолландии, строивших ледоколы для Советского Союза, потом вернулся в Ленинград и вошел в группу по проектированию и наблюдению за строитель­ ством атомохода «Ленин». Стал он и членом международного ко­ митета ходкости судов во льдах. Словом, подводил итоги ледовых испытаний первого атомного ученый и руководитель экспедиции со знанием дела: «13 ноября а/л «Ленин» успешно прошел пролив Вилькицкого и лег в дрейф по техническим причинам. 15 ноября ночью был проведен один пробег в молодом льду толщиной 40-50 см на одном режиме. 17 ноября в проливе Матисена в молодом, сильно всторошенном льду плотно заклинились и провели швартовые ис­ пытания с кратковременным доведением мощности до 40700 л. с. После этого ледокол зашел в Диксон и затем направился мимо м. Желания в Мурманск». Скупые строчки отчета не дают представления о всех сложностях ледовых испытаний, но видно, что не все проходило гладко. Через два дня Максутов объявил участникам научной экспедиции и мо­ рякам, что дальнейшие испытания прекращаются из-за невозмож­ ности подъема мощности атомной установки ледокола до полного проектного уровня (44 тысячи лошадиных сил - прим. автора). Но в итоговом заключении начальник ВВЭ «Север-13» подчеркнул самое важное и принципиальное: «Экспериментальный рейс ато­ мохода «Ленин» показал реальную возможность современных мощ­ ных ледоколов совершить свободное плавание в высоких широтах Арктики в столь позднее осеннее время в условиях устойчивого ледообразования и полярной ночи». Впрочем, ледовыми испытаниями участие атомохода в научных исследованиях не исчерпывалось. Можно смело сказать: на время рейса «Ленин» стал полномасштабной научной лабораторией, о чем рассказали сами полярники в упомянутой выше книге-энциклопедии: «В осенний период с борта а/л «Ленин» выполнено 19 глубоководных гидрологических станций с измерением температуры воды и отбо­ ром проб на соленость на стандартных горизонтах и взятием пробы грунта; 1 суточная станция наблюдений за течениями; 4 раза в сутки производились метеонаблюдения с измерением температуры воды в поверхностном слое; по всему маршруту следования ледокола про­ водился ежечасный промер глубин с помощью эхолота, всего1230 измерений. Была измерена максимальная глубина 3460 м и мини­ 40 Ппава 1. Оживающая Арктика

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz