Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 1. СКВОЗЬ ЛЬДЫ К ОСТРОВАМ НАУКИ усилия, теперь уже одних полярников, оставшихся в одиночестве среди льдов. «Аэродром еще делали в течение лета 1962 года: июль, август, сентябрь, октябрь, - рассказывал Николай Александрович Корнилов. - После ужина на 4 часа каждый день выходили и делали. Потом прилетел авиатор и сказал: мало сделали. Делайте еще 150 метров. И мы 900 метров обеспечили...». Доставка, высадка полярников нальдину и обустройство лагеря дрейфующей станции «Северный полюс-10» были главной задачей атомного ледокола «Ленин». Главной, но не единственной. По явление атомохода - нового участника операций по обеспечению деятельности полярников во льдах - помогло, а отчасти и спасло положение на другой действовавшей тогда в Арктике станции - «Северный полюс-8». С обстоятельностью и дотошностью оценили этот поворот событий сами ученые, не так давно издавшие своео бразную энциклопедию по истории своей деятельности, начиная с событий 1937 года - высокоширотной воздушной экспедиции «Се вер» и легендарной папанинской СП-1 и вплоть до работы станции «Северный полюс-37» в 2010 году. Словом, за 70 с лишним лет. Емко называется книга: «Российские исследования на дрейфующих льдах Арктики». Ни одна страна не может представить миру хотя бы что-то приблизительно сравнимое по масштабу и глубине проделан ного в Арктике. Впрочем, чему удивляться, если и атомный ледо кольный флот России был и еще долго будет оставаться единствен ным на планете. Вот фрагмент из упомянутой книги, без которого наше повествование было бы неполным: «Когда шла разгрузка атомохода в районе СП-10, сложилась крайне сложная обстановка на СП-8. В связи с незапланированным увеличением численности на СП-8 в летний сезон (оставленные на лето научные группы из отрядов экспедиции «Север-13» и экипаж А. А. Руднева) на станции ощущалась острая нехватка продуктов питания, угля и газа. Ледовый аэродром в районе СП-8 для приема Ил-14 на колесах не был готов. Нужно было срочно организовать туда несколько рейсов самолетом Ли-2 на лыжах. Для этой цели было решено использовать самолет В. И. Масленникова и доста вить на СП-8 часть продовольствия, топлива, газа, находившихся на борту атомохода. Но дороги от атомохода до стоянки самолета (временной ВПП) не было. И пришлось атомоходу утром 19 октября перейти к временной ВПП, где сидел самолет Ли-2, и выгрузить там часть груза, предназначавшегося для СП-8. После окончания этой операции атомоход снова вернулся на прежнюю стоянку. В этот же 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz