Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

написанной старшим-инженером-механиком атомохода «Ленин» Владимиром Каратеевым. Покидая на ледоколе льдину, Владимир Васильевич не мог знать, что его последнее наблюдение окажется пророческим: эпопея с ВПП будет продолжаться еще год, несмотря на титанические усилия всех, кто был причастен к строительству злополучной полосы. Чего они стоили, эмоционально-образно рас­ сказал журналист Василий Тараданкин: «В нашем отряде три бри­ гады. Одной, самой молодой, руководит Александр Зюганов (тогда рядовой, а впоследствии главный инженер-механик на атомном ледоколе «Арктика» - прим. автора), другой - штурман Александр Чупыра, третьей - океанолог Юрий Константинов. Медленно бредем по сыпучему глубокому снегу, на плечах лопаты, мотыги, пешни. Прошли всего два километра, а ноги отказываются слушаться, дышишь часто, тяжело. Очень трудно ходить по такому снегу: он не утаптывается, а, как сухой песок, уплывает из-под ступни. Пока достигли места работы, устали до изнеможения. Юрий Владимирович вместе с гидрологом Михаилом Извековым распределили кому что делать. Основная задача - выравнивать то­ росы и ропаки. На каждую бригаду по торосу. Освободили от снега вмерзшие в поле льдины, в поперечнике каждая добрых десять метров. Начали. Кирки и пешни разом застучали по звонкому телу тороса. Именно застучали: лед - как камень, не хочет колоться. Раз­ махнешься вроде изо всей силы, ударишь - отскакивает хрустальный кусочек величиной со спичечный коробок. Вот те на, сколько же при­ дется потратить времени, чтобы расчистить километровую полосу? - Не горюйте, хлопцы! - кричит Извеков. - Сейчас мы его не так, так эдак. В руках у гидролога длинный бурав. Он залезает на торос, сверлит дырку. Минут через двадцать все отходят в сторону. В морозном воздухе гулко разносится хлопок взрыва. - Навались! Теперь торос стал податливей, монолитность его сокрушена, дело пошло быстрей. Светло стало только к двенадцати часам. С корабля прилетел вертолет, привез бутерброды и горячее какао в термосе. Выпьешь кружку, погреешь об нее руки - разморит, спатьхочется, да некогда. Снова в руках кирка. Так работать - еще ладно, но подумаешь, что нужно будет идти назад к ледоколу по колено в снегу, и становится грустно...». Самое грустное оказалось в том, что эта ВПП так и не зарабо­ тала до будущей осени. Летом снова потребовались титанические 34 Ппава 1. Оживающая Арктика

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz