Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 1. СКВОЗЬ ЛЬДЫ К ОСТРОВАМ НАУКИ минут северной широты и 177 градусов 10 минут восточной долготы. Конечно, в ответ они ждали соответствующей оценки успешно и в срок выполненной задачи. - Президиум съезда должен был ответить поздравлением и от пустить какое-то количество наград, - через сорок с лишними лет комментирует начальник высокоширотной воздушной экспедиции «Север-13» Дмитрий Дмитриевич Максутов, - но, к большому удив лению всех участников, никакого ответа мы не получили. Как мне потом пытались объяснить, начальство думало, что не удастся вы полнить эту задачу, и поэтому ничего не подготовило: ни ответа, ни поздравления, ни наград! Одновременно с развертыванием научных исследований участни ки экспедиции прокладывали во льдах дорогу к месту строительства лагеря протяженностью ни много ни мало два с половиной кило метра. И ко всему предстояло также построить ВПП для приема самолетов Ил-14 на колесах, место для которой было выбрано в сомнениях и с большим трудом. При общей заинтересованности в скорейшем успешном заверше нии высадки, которое определяется подзабытым сегодня словом энтузиазм, важно было избежать неразберихи и путаницы, четко определиться, кто, когда и на каком этапе брал на себя руководство и ответственность за исход дела. Вот как описывал в разговоре весь процесс начальник создававшейся дрейфующей станции: «Со стар помом Кашицким мы определяли текущие задачи, когда перегрузка была, распределяли, где продукты сосредоточить, где приборы. Да еще бочек у нас было почти 700 штук. Интенсивно штаб работал, где главным был Максутов, замом у него Василий Канаки, который еще с Сомовым на «двойке» дрейфовал, потом сТрешниковым - на «тройке». Еще и «прыгающим» был, очень опытный полярник. По его предложению были созданы бригады: полярники работали на льду, моряки - на судне. А когда делали аэродром, там командовал руководитель полетов Михаил Семенович Комаров, который тоже дрейфовал на СП-2 с Михаил Михалычем Сомовым. Он командовал всеми людьми». Вот тут они и хлебнули мучительного труда в полной мере. Слово очевидцам: «...Объем работ по милости американцев многократно возрос: ро паки и торосы не так-то легко сравнять, пришлось прибегнуть даже к взрывчатке. Без участия экипажа атомохода взлетно-посадочную полосу вряд ли оборудовать и за год», - это из «Повести о главном», 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz