Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 1. СКВОЗЬ ЛЬДЫ К ОСТРОВАМ НАУКИ «Утром 15 октября подошли к южной оконечности «нашей» льдины, но, не замечая этого, продолжали энергично крошить ее. Тут Николай Александрович Корнилов, появившийся на мостике, взмолился: «Братцы! Да вы, никак, крошите мою льдину?! Остано витесь!» И он был прав. Обошли льдину по полупериметру и стали на ледовые якоря в наиболее подходящем месте». На этот раз у кромки ледяного поля атомный ледокол «Ленин» ош вартовался аккуратно. Капитан Соколов в свое время прославился ювелирной швартовкой атомохода без поддержки буксирами, сейчас это как нельзя кстати пришлось. И очень кстати было то, что поляр ники вместе с моряками на переходе успели максимально подгото вить к транспортировке лагерь и оборудование дрейфующей стан ции. Идея сборки домиков для полярников на вертолетной площадке ледокола принадлежала Д. Д. Максутову, но для этого потребовалась помощь судовых специалистов. И здесь полярникам просто повезло. Со старшим электромехаником А. Н. Барановым Максутов был давно знаком, со времен приемки в Іолландии дизель-электрохода «Лена» для Мурманского морского пароходства еще в пятидесятые годы. Судно предназначалось для рейсов в Антарктиду с целью высадки первых советских исследовательских станций на шестом континенте и соответственно дооснащалось необходимым оборудованием. Еще тогда по просьбе Максутова Баранов дооборудовал домики для по- лярников-южан электрокабелем морского типа. С особым теплом и благодарностью вспоминает электриков ледокола и Корнилов, рассказывая, как проходило обустройство домиков уже на льдине: «Старший электромеханик Аркадий Николаевич Баранов сразу дал нам бригаду. Вывели наружу из домиков «папу-маму», чтобы если разлом льдины случится, мы могли моментально восстановить электроснабжение. Потом они сделали проводку в кают-компании. А когда на льдине лагерь строился, выделил механиков, чтобы они нам дизеля отладили. Первые дизеля были очень неудобные, мы их должны были вмораживать. Делалась канава глубиной около метра. Внизу ставили брус 20 на 20 сантиметров, один и второй. В эти брусья вставлялись штыри, специально сделанные в наших мастерских, длиной где-то метр двадцать. Сначала выводим эти штыри наверх, потом забиваем льдом, заливаем водой и ждем, когда все это схватит холодом.Потом ставим верхние два бруса. И на них только устанавливаем дизеля. А если разлом происходит, начина ется вибрация, и эти дизеля не работают. Потом только сообразили ставить дизеля на санях с пружинами, чтобы погасить вибрацию. Так 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz