Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 1. СКВОЗЬ ЛЬДЫ К ОСТРОВАМ НАУКИ Так появились его заметки-воспоминания о том уникальном полете и посадке на льдину в сумерках надвигающейся полярной ночи. Вот выдержки из рассказа Бориса Николаевича: «Нашему экипажу Ли-2 (командир Масленников В. И., штурман Гришелев В. Д., борт-радист Сырокваша Б. Н.) была поставлена за­ дача в короткий срок подготовить Ли-2: установить два фюзеляжных бака, обить часть фюзеляжа толстым слоем пенопласта, уложить на дно сено, установить дополнительно баллон газа с плитой. Самолет готов, вылетаем на Диксон, где погрузили лыжи и дальше маршрут на мыс Шмидта-остров Врангеля... Количество снега на острове не позволяло встать на лыжи. В течение двух дней была найдена ВПП (взлетно-посадочная полоса - прим. автора) в 2-3 километрах от аэродрома в тундре. Это был старый военный аэро­ дром, 900 метров нам хватило. Дали телеграмму: готовы к выполнению задания. Так как у нас на борту не было гидрологов, которые могли предсказать, что за лед, его толщину и другое, в гараже нашли два старых коленчатых вала, 10 килограммов весом каждый, чтобы дедовским методом определять толщину льда. Получив телеграмму с заданием, выле­ тели. Выбранную льдину нашли быстро. После определения места ВПП и ее примерной длины, один вал бросили в начале полосы, другой - во второй половине ее. Еще пришлось открыть входную дверь самолета и смотреть за правой лыжней от самолета - будет след воды или нет. Я, наблюдающий, увидев воду, даю команду, и мы уходим на второй круг. Все обошлось хорошо, правда, малость не хватило полосы, вылезли на ропак... Связались с мысом Шмидта, Титловым (начальник авиаотряда ВВЭ «Север-13», преемник Дми­ триева- прим. автора) и ледоколом «Ленин». Просидели в самолете до встречи с ледоколом». Сохранились и воспоминания об этом драматическом моменте штурмана Владимира Дмитриевича Гришелева: «- Мы сели на очень тонкий лед, образовавшийся у пака, - рас­ сказал он в беседе с журналистом. - Другой площадки не было. Постояли немного, «аэродром» наш начал пищать, потрескивать, под лыжами проступила вода. Завели моторы, поехали на новое место. Через час та же картина. -Так это же опасно! Володя рассмеялся: - Льду опасно. Вот мы и крутились, чтобы не попортить его, не проломить. Дело привычное». 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz