Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

когда заснежено все и облачная погода, плохо видно. Вроде там есть ровненькие места, но это сверху, можно ошибиться - почему вам моряки и говорили, что льдину заменили в последний момент на худшую. На самом деле другой-то не было - та же, заранее най­ денная льдина, только мы в ней застряли». Казавшаяся подходящей льдина была выбрана 26 сентября в ходе коллективного совета, состоявшегося в воздухе. В тот день командир экипажа Ил-14 № 04181 Н. И. Вахонин поднял в воздух на борту своего самолета весьма представительную группу специ­ алистов, которым предстояло принять непростое решение. Анали­ зировали сверху ледовую ситуацию старший научный сотрудник отдела ледовых прогнозов Н. И.Тябин, начальник авиаотряда Я. Я. Дмитриев, гидролог Н. Т. Субботин и, конечно, сам экипаж Ил- 14. Последний был жизненно заинтересован в принятии правиль­ ного решения, ведь летчикам впоследствии пришлось бы сажать свой самолет на выбранную льдину при выполнении различных транспортных задач после ухода атомного ледокола. А сейчас Вахонин и Дмитриев пришли к выводу, что на припай выбранной льдины можно посадить на лыжах более легкий самолет-разведчик Ли-2. Сигналами своего радиомаяка он мог бы сориентировать штурманов атомохода при поиске льдины в заснеженной пустыне и при подходе к ней. По сути дела совет авиаторов ставил задачу перед экипажем Ли-2, которую никому и никогда еще не удавалось решать. В сумеречной мгле надо было сесть на дрейфующий лед, выбрав полосу посадки с воздуха. Поручили задачу экипажу «деда Мазая». При имени летчика, но­ сившего столь доброе прозвище, у всех, с кем ни доводилось гово­ рить, всегда светлеют лица. И не только из-за того, что проявляется к Виталию Ивановичу Масленникову законное уважение как к Іерою Советского Союза минувшей войны, но и как к полярному летчику наивысшего класса, который ни разу не подводил полярников в чрезвычайно сложных ситуациях, ими изобиловала послевоенная Арктика. Давно уже нет в живых выдающегося командира Ли-2, но почти случайно я встретился в Москве, на собрании представителей Русского географического общества, с борт-радистом летного экипа­ жа Борисом Николаевичем Сыроквашей, еще и не подозревая, что буду писать о Масленникове и его коллегах. Обменялись телефонами и... забыли друг о друге в нынешней суете на несколько лет. Слава богу, мир тесен. Сырокваша прослышал о моей встрече с учеными ААНИИ в Питере и позвонил сам, опередив мой выход на контакт. 26 Ппава 1. Оживающая Арктика

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz