Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
когда заснежено все и облачная погода, плохо видно. Вроде там есть ровненькие места, но это сверху, можно ошибиться - почему вам моряки и говорили, что льдину заменили в последний момент на худшую. На самом деле другой-то не было - та же, заранее най денная льдина, только мы в ней застряли». Казавшаяся подходящей льдина была выбрана 26 сентября в ходе коллективного совета, состоявшегося в воздухе. В тот день командир экипажа Ил-14 № 04181 Н. И. Вахонин поднял в воздух на борту своего самолета весьма представительную группу специ алистов, которым предстояло принять непростое решение. Анали зировали сверху ледовую ситуацию старший научный сотрудник отдела ледовых прогнозов Н. И.Тябин, начальник авиаотряда Я. Я. Дмитриев, гидролог Н. Т. Субботин и, конечно, сам экипаж Ил- 14. Последний был жизненно заинтересован в принятии правиль ного решения, ведь летчикам впоследствии пришлось бы сажать свой самолет на выбранную льдину при выполнении различных транспортных задач после ухода атомного ледокола. А сейчас Вахонин и Дмитриев пришли к выводу, что на припай выбранной льдины можно посадить на лыжах более легкий самолет-разведчик Ли-2. Сигналами своего радиомаяка он мог бы сориентировать штурманов атомохода при поиске льдины в заснеженной пустыне и при подходе к ней. По сути дела совет авиаторов ставил задачу перед экипажем Ли-2, которую никому и никогда еще не удавалось решать. В сумеречной мгле надо было сесть на дрейфующий лед, выбрав полосу посадки с воздуха. Поручили задачу экипажу «деда Мазая». При имени летчика, но сившего столь доброе прозвище, у всех, с кем ни доводилось гово рить, всегда светлеют лица. И не только из-за того, что проявляется к Виталию Ивановичу Масленникову законное уважение как к Іерою Советского Союза минувшей войны, но и как к полярному летчику наивысшего класса, который ни разу не подводил полярников в чрезвычайно сложных ситуациях, ими изобиловала послевоенная Арктика. Давно уже нет в живых выдающегося командира Ли-2, но почти случайно я встретился в Москве, на собрании представителей Русского географического общества, с борт-радистом летного экипа жа Борисом Николаевичем Сыроквашей, еще и не подозревая, что буду писать о Масленникове и его коллегах. Обменялись телефонами и... забыли друг о друге в нынешней суете на несколько лет. Слава богу, мир тесен. Сырокваша прослышал о моей встрече с учеными ААНИИ в Питере и позвонил сам, опередив мой выход на контакт. 26 Ппава 1. Оживающая Арктика
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz