Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 1. СКВОЗЬ ЛЬДЫ К ОСТРОВАМ НАУКИ ний не обещаю. Это будет самый обычный рейс в Арктику, и экипаж постарается лишить вас удовольствия писать о разного рода проис­ шествиях. На таком корабле их не должно быть. Эта спокойная уверенность капитана в своем судне дальше под­ тверждалась не словами, а делами, о чем мастер пера тоже написал: «Челночная операция. День и ночь грохочет в борта ледяная стихия. Особенно тяжело было в районе между мысом Шмидта и западной частью моря Лаптевых, близ островов «Комсомольской правды». Тут и работал атомоход. Проведен «ЦимлянскГЭС», «Псков». Они идут в Мурманск, а наш «челнок» снова спешит на восток, сражаясь со льдом. Льдины разные - толстые и совсем тоненькие, хрупкие и плотные, крепкие и мягкие, как сыр...». В то время не было принято отделять свою конкретную задачу от остальных транспортных задач в Арктике, вот и приходил «Ленин» на помощь транспортным судам и ледоколам по пути на восток. Ато­ моход тратил свое драгоценное время, которого могло не хватить для выхода в высокоширотную точку высадки дрейфующей науч­ ной станции из-за усложнения ледовой обстановки, порожденной усиливавшимися зимними климатическими процессами, но иное существовавшими отношениями людей в Арктике тогда не пред­ усматривалось. Ситуация усугублялась еще и тем, что полной ясности с выбором самой льдины для дрейфа полярников не было. Встречается мне­ ние, что атомоход в операции по высадке станции «Северный по- люс-10» заменил самолеты полярной авиации. Наделе все обстоит несколько иначе: заменил, и то не полностью, в доставке людей и грузов, но при этом усилил роль авиаторов в решении общей за­ дачи обустройства дрейфующей станции. Спутники над льдами Ар­ ктики тогда еще не подпитывали ученых информацией о состоянии ледового покрова и наличии обширных и прочных ледовых полей, а методом тыка атомоход не смог бы выбрать подходящую льдину. Впрочем, что я рассуждаю, профессионалу ситуация гораздо виднее: «Еще в Ленинграде мы узнали, что американцы станцию «Арлис-2» открыли именно в том квадрате, который мы планировали, - мы обсуждаем с Н.А. Корниловым авиационный аспект операции по высадке его станции. - Нам еще тогда сказали: ребята, давайте уходите западнее, и мы выбрали другой квадрат. А вылетавший на ледовую разведку гидролог Субботин подтвердил, что «Арлис» работает. Каждые 10 дней по стандартным маршрутам делали эту ледовую разведку. Льдину-то мы выбирали с воздуха. Но осенью, 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz