Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
тельней, выбирают район организации станции к северо-востоку от острова Врангеля. Ну а если льдина попадет в антицикпональный дрейф, как, например, дрейфующая станция «Северный полюс-2», так для наших ученых этот район еще более важен и интересен. Вот почему большинство новых станций решено открывать именно в этом районе. Итак, исходные условия задачи высадки дрейфующей станции «Северный полюс-10» были ясны. Далее начинались детали, но как часто бывает в жизни, самые сложности в деталях и зарыты. Новая технология доставки полярников - атомный ледокол - раздвинула сезонные сроки организации работы научных станций на льду, но тут же поставила проблемы, и не только перед полярниками, но и перед моряками. Первую свою навигацию атомоход «Ленин» за вершил 24 декабря 1960 года в Мурманске. Теперь же предстояло примерно в эти же сезонные сроки работать во льдах более суро вого и малоизученного восточного района Арктики, в те времена вообще не использовавшегося для судоходства в столь поздний период. При этом само собой не рассасывались «болезни роста» ледокола: конструктивные несовершенства, которые уже вовсю вылезали наружу в первых рейсах, требовали длительного вывода судна из эксплуатации, как перед рейсом с полярниками. И как со всеми этими несовершенствами лезть в неизведанность восточной Арктики? Ведь после высадки полярников морякам предстояло еще расставить вдоль кромки многолетних льдов 15 дрейфующих радиоавтоматов, среди них знаменитыеДАРМСы (дрейфующие ав томатические радиометеорологические станции), которые начали применяться в научных исследованиях советскими специалистами с 1953 года. Насколько значимо это отечественное ноу-хау того времени, можно судить по всего лишь одному обстоятельству: само слово ДАРМС вошло в мировой научный лексический обиход также, как наши отечественные «спутник» или теперь едва ли не самое общеупотребительное в мире «Калашников». И они отправились из Мурманска в нарастающую день ото дня темноту полярной ночи. Тогда журналист Тараданкин поинтересо вался у капитана атомохода «Ленин» Соколова, какие приключения могут ожидать в пути. - Типун вам на язык, - засмеялся тот. - Я самый жестокий враг неожиданностям. Лучше все предвидеть заранее. Так что прикпюче- 24 Ппава 1. Оживающая Арктика
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz