Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

В августе 1993 и 1996 годов ледокол «Ямал» (капитан А. А. Смир­ нов) с туристами на борту совершил по два трансполярных рейса с посещением Северного полюса, аналогичные рейсам, совершенным атомоходом «Советский Союз». В 1993 году атомоход «Ямал» (капитан А. А. Смирнов) выполнил уникальную операцию по выводу из моря Линкольна дизель-элек- трического ледокола «Капитан Хлебников», который совершал тури­ стический круиз и находился к северу от острова Гренландия. Этот ледокол стоял с креном и был зажат тяжелыми льдами, обстановка была настолько сложной, что правительство Канады объявило море Линкольна недоступным для мореплавания. 21 августа 1994 года в очередной раз атомоход «Ямал» (капитан А. А. Смирнов) пришел на Северный полюс с туристами на борту. А на следующий день к нему присоединились два ледокола - амери­ канский «ПоларСи» и канадский «Луи Сен-Лоран». Они принимали участие в международной научной экспедиции и работали на марш­ руте Берингов пролив - Северный полюс - Шпицберген. Американцам повезло, что они встретили русский атомоход: на подходе к полюсу их ледокол сломал лопасть винта и «Ямал» провел иностранные ледоколы за собой через тяжелые льды до 85-й широты. Осень 1994 года. В восточном районе Арктики возникла ано­ мально тяжелая ледовая ситуация, во многом схожая с условиями плавания на востоке в самом трудном за полвека 1983 году. К тому же природные катаклизмы усугубились нераспорядительностью чиновников центральной власти, затянувших с выделением средств для обеспечения северного завоза грузов для жителей восточного региона. Спасать суда, застрявшие во льдах, направили атомный ледокол «Россия», но у него был на пределе запас ядерного топли­ ва. Потому при первой возможности на смену этому атомоходу был направлен «Ямал» (капитан С. В. Румянцев). Ледокол выводил из тяжелых льдов все суда, которые встречались на пути: танкеры, сухогрузы, совершавшие транзитные рейсы... Совместно с атомо­ ходами «Таймыр» и «Вайгач» ямальцы провели с востока на запад караван из 13 судов. Наконец 27 ноября, когда на трассе уже не оставалось никого, атомоход «Ямал» вывел за пределы Берингова пролива дизель-электроход «Витус Беринг», обеспечивавший снаб­ жение точек на побережье, и ушел последним с восточного района Севморпути. В конце мая 2006 года высокоширотная арктическая экспедиция ААНИИ, доставленная атомным ледоколом «Ямал» (капитан С. В. 255

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz