Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
милю со дня ввода в строй, что почти в пять раз превышает рас стояние от Земли до Луны. 1 сентября 2005 года атомоход «Арктика» (капитан Д. В. Лобусов) второй раз в своей истории достиг Северного полюса. 14 декабря 2005 года из жизни ушел Юрий Сергеевич Кучиев (26.08.1919-14.12.2005), замечательный человек, талантливый су доводитель, первый капитан атомохода «Арктика». Урны с прахом Ю. С. Кучиева и его супруги Н. К. Кучиевой доставлены в район Северного полюса моряками Мурманского морского пароходства на борту атомного ледокола «Ямал» и торжественно преданы морю 19 августа 2006. Октябрь 2006 года - операция по спасению атомоходом «Аркти ка» (капитан А. Н. Баринов) у архипелага Новая Земля экспедиции Русского географического общества. Июль 2008 г. - эвакуация дрейфующей станции «Северный по- люс-35» на борт НЭС «Михаил Сомов» при ледокольной поддержке атомохода «Арктика» (капитан А. Н. Баринов) 20 августа 2008 года ледокол вернулся из своего последнего рейса(капитан А. Н. Баринов). Реакторы на ледоколе наработали 177 тысяч часов, при проектном ресурсе ядерной энергетической установкиЮО тысяч часов. Именно на «Арктике» учеными впервые была доказана возможность продления ресурса ЯЭУ до 150 тысяч часов, а затем и до 175 тысяч, что взято на вооружение при реали зации программы продления сроков эксплуатации других атомных ледоколов. 3 октября 2008 года в 10 ч. 35 мин. остановлен второй реактор атомного ледокола «Арктика», уже находившегося в хозяйственном ведении ФГУП «Атомфлот» Іоскорпорации «Росатом». Ядерная энер гетическая установка первого ледокола в серии атомоходов второго поколения прекратила работу в связи с завершением эксплуатации судна. Проектный срок эксплуатации атомного ледокола «Арктика» превышен на 8 лет. Среди капитанов «Арктики», помимо упомянутых, В. Н. Красов- ский, Б. С. Майнагашев, В. Г Арутюнян, С. П. Папко, Е. В. Власенко (и. о. капитана). На ходовом мостике «Арктики» выросли и затем стали капитанами С. Б. Шмидт, А. А. Сивков, А. М. Спирин. В числе главных инженеров-механиков ледокола Іерой Социалистического труда О. Г Пашнин, А. Н. Зюганов, Э. С. Ташев, заметный след остави ли механики Ю. С. Пилявец, Б. Р. Гирш, С. М. Маркин, В. Е. Мелихов, В. Г Кондратьев. 244 Приложения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz