Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

Атомный ледокол «Арктика» Атомоход «Арктика», головной корабль серии проекта 10520, был заложен 3 июля 1971 года на стапелях Балтийского завода. 26 де­ кабря 1972 года судно было спущено на воду. Подъем государственного флага СССР на ледоколе состоялся 25 апреля 1975 года на таллинском рейде, был подписан акт сдачи- приемки в эксплуатацию, тогда же состоялось его первое самосто­ ятельное плавание в город Мурманск - порт приписки. Ледокол был создан усилиями коллективов более 350 объедине­ ний и предприятий, 100 научно-исследовательских, проектно-кон- структорских и эксплуатационных организаций страны. В начале июня 1975 года атомоход «Арктика» (капитан Ю. С. Кучиев) провел по Северному морскому пути на восток дизель- электрический ледокол «Адмирал Макаров». В октябре 1976 года вывел из ледового плена ледокол «Ермак» с сухогрузом «Капитан Мышевский», а также ледокол «Ленинград» с транспортом «Челюскин». Капитан «Арктики» Ю. С. Кучиев назвал те события «звездным часом» нового атомохода. 28 февраля 1977 года караван, состоящий из двух ледоколов - атомохода «Арктика» (капитан Ю. С. Кучиев), ледокола «Мурманск» (капитан В. С. Смолягин) - и транспортного дизель-электрохода «Гижига» (капитан В. И. Шестопалов), покинул Мурманск и через четверо суток подошел к западному побережью п-ва Ямал в районе 241

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz