Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
энергии в мирных целях атомный ледокол «Ленин» был удостоен высшей награды Родины - ордена Ленина. Март 1976 года. Рейс атомохода «Ленин» (капитан Б. М. Соколов) с дизель-электроходом «Павел Пономарев» (капитан В. В. Михай- личенко), доставившим груз для газодобытчиков «Комигазпрома» на мыс Харасавэй. Вошел в историю как «первый ямальский экс периментальный» и положил начало зимне-весенним рейсам на полуостров Ямал. Это был серьезный шаг на пути к расширению сроков арктической навигации и в сторону ее более раннего откры тия. Последние 14 миль к месту выгрузки суда пробивались четверо суток. А затем моряки в тесном сотрудничестве с летчиками и га зодобытчиками выгрузили на берег через ледовый припай четыре тысячи тонн грузов. Декабрь 1989 года. Атомный ледокол «Ленин» выведен в отстой после 30-летней эксплуатации. Проектный срок его работы в Ар ктике был превышен на пять лет. За это время было проведено во льдах Арктики 3741 транспортное и ледокольное судно, пройдено 654400 морских миль (в том числе 563600 - во льдах), в наглядном «переводе» это расстояние составляет 30 кругосветок по экватору. Решение о прекращении эксплуатации атомного ледокола «Ленин» было принято в конце 1989 года в результате оценки по совокуп ности состояния корпусных и судовых конструкций после отрабо танных 26 навигаций. Последний рейс атомохода стал первым в должности капитана для Андрея Алексеевича Смирнова, ученика Б. М. Соколова, прошедшего на судне отличную школу гидролога и судоводителя. Кроме упомянутых выше, капитанами на атомном ледоколе «Ленин» в разные годы были Г А. Энтин, В. И. Шесто палов, в годы отстоя - В. И. Черненко. В числе опытных и уважа емых судоводителей, трудившихся на ледоколе, А. М. Кашицкий, Е. А. Вавилов, В. К. Кочетков, А. Л. Чупыра, В. И. Бабинцев. Здесь вырос от четвертого штурмана до капитана 3. А. Вибах, проходил свои судовые университеты выросший до капитана-дублера, ныне руководитель экипажа самого большого атомохода «50 лет Победы» В. С. Давыдянц и многие другие. Не менее заметный след оставили и представители технических служб атомохода. После А. К. След- зюка главными инженерами-механиками стали И. К. Мочешников, В. А. Мизгирев. Заметный след оставили А. В. Неупокоев, А. Н. Бара нов, О. С. Никаноров, В. В. Каратеев, А. И. Соколов, В. К. Коваленко, И. А. Домахин, А. М. Нецецкий, А. А Адрианов, О. М. Хованский, 239
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz