Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

доверено впервые в истории привести в активном плавании на Северный полюс атомный ледокол «Арктика». Июнь 1970 года. Начало нового этапа эксплуатации атомохода после проведения его модернизации. Единственный раз в истории гражданского атомного флота была проведена замена ядерной энергетической установки. Вместо трехреакторной установки ОК- 150, сконструированной под руководством доктора технических наук И. И. Африкантова, была встроена в корпус ледокола двух­ реакторная установка ОК-900, сконструированная для атомоходов второго поколения типа «Арктика». Для проведения реконструкции ядерной энергетической установки ледокол был отбуксирован на судоремонтный завод «Звездочка» в Северодвинске. В старые габариты реакторного отсека ледокола предстояло встроить новую энергетическую установку, причем не только разместить оборудо­ вание, имевшее иную компоновку, но и совместить его с системами обеспечения работы установки, смонтированными с момента по­ стройки. 14 ноября -1 декабря 1970 года - сверхпоздний по срокам рейс атомохода «Ленин» (капитан Б. М. Соколов) с дизель-электроходом «Гижига» (капитан В. Н. Маков), при участии ледоколов «Мурманск», «Капитан Белоусов», «Капитан Воронин», на трассе Мурманск - Ду­ динка - Мурманск. Завершалась первая продленная на зимний пе­ риод навигация в Арктике. Это был шаг к кардинальному продлению сроков навигации в западном районе трассы Северного морского пути с дальним прицелом: сделать работу на этом участке трассы круглогодичной, как того требовали интересы генерального на дан­ ном направлении поставщика грузов - Норильского горно-металлур- гического комбината. Проводка транспортного судна на Дудинку в этом рейсе должна была подтвердить возможность значительного удлинения периода навигаций - на 45-50 суток. 26 мая - 22 июня 1971 года - сверхранний высокоширотный переход по трассе Северного морского пути из Мурманска в порт Певек на Дальнем Востоке атомного ледокола «Ленин» (капитан Ю. С. Кучиев) и дизель-электрического ледокола «Владивосток» (капитан Ю. П. Филичев). Ледоколы прошли севернее Новой Земли, оставили к югу Северную Землю и Новосибирские острова, спусти­ лись к мысу Шелагскому и, взломав припай Чаунской губы, 22 июня бросили якоря в Певеке. 10 апреля 1974 года за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народнохозяйственных грузов и использование атомной 238 Приложения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz