Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА ности и непотопляемости заложены в атомные ледоколы. А недавно я познакомился с очень актуальным мнением о роли атомоходов для сохранения прочности арктических судов в современном транзитном судоходстве по Северному морскому пути. Капитан атомного ледоко­ ла «50 лет Победы» Дмитрий Викторович Лобусов развеял гуляющие дилетантско-обывательские иллюзии: мол, летом сопровождение почти по чистой воде атомоходами мощных, 150-тысячных танке­ ров - это излишество, прихоть судовладельцев и атомоходчиков. Какие там ледовые преграды в условиях глобального потепления... Лобусов был невозмутимо короток: «Наша задача - вовремя раз­ глядеть впереди льдинку и отвратить удар об нее транспорта. При нынешних, весьма высоких экономических скоростях проводки, да с учетом огромной массы судна «встреча» с любой, даже кажущейся незначительной, льдиной может обернуться серьезными затратами на ремонт корпуса судна...». Рассказ о приключениях атомного ледокола «Сибирь» подходит к своему завершению, а в голове у меня крутится все тот же вопрос: почему никого тогда не наказали, как это было в практике совет­ ского времени после серьезных, и даже не очень, происшествий, да и нынче в порядке вещей. Ответ напрашивается только один: рейс атомного ледокола «Сибирь» на Северный полюс имел статус научно-экспериментального, подразумевавший, что случиться в нем может самое неожиданное и даже драматичное. Наказывать людей за негативные последствия в таком рейсе равносильно тому, что пре­ следовать за развитие науки. Так можно дойти и до средневекового мракобесия. Оттого, видно, и в Министерстве морского флота не тянули с выводами в расследовании октябрьского инцидента 1987 года на атомном ледоколе «Сибирь». Иначе пришлось бы возлагать вину за случившиеся водотечности в корпусе и в трюмах на другой экипаж, который сменил предшественников после высокоширотного рейса. Если уж и стоило наказывать моряков новой смены, так за не­ добросовестный прием систем и механизмов от предшественников. Но вспомним, смена капитанов проходила в море, далеко от порта приписки и базы технического обслуживания атомного флота. Такого напряжения достигал ритм работы на трассах Северного морского пути, что атомоход «Сибирь» смог задержаться в порту всего лишь на 3-4 дня после самого тяжелого в истории освоения Арктики рейса... В течение 40 дней высокоширотного плавания атомоход был огромной научной лабораторией, даже выполняя чисто практиче­ ские задачи эвакуации и высадки полярников. Это характерная 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz