Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
сидящих на мели. Глубины на карте в этом месте составляли 25-35 метров, поэтому о посадке ледокола на каменную гряду не может быть и речи. Недалеко располагается место схода айсбергов (остров Земля Вильчека), много их проносит через пролив Ермака, причём скорость движения может достигать 3-4 узлов. На небольшом поднятии дна около острова Хейса самые крупные айсберги, как огромные буль дозеры, вспахали морское дно, состоящее из выходов коренных горных пород, превратив монолитный каменный массив в мелкий щебень, который затем в виде высоченных холмов остался на дне, когда айсберги обтаяли и покинули эти места. Смирнов подтвердил, что айсбергов в окрестностях они никаких не наблюдают. Я его успокоил, подчеркнув, что они наскочили на ледниковую морену. На суше морены очень заметны и обозначают переднюю кромку схода ледников, в горах, например. А под водой их не видно.Тем не менее, ситуация подпадает под определение «действие неодоли мых сил природы», которые нельзя предвидеть и предотвратить. В этом случае вина экипажа законом не усматривается. Специально делаю на этом акцент, чтобы Андрея успокоить и поддержать. Раз грунт сыпучий, то повреждения корпуса будут минимальными.А по скольку ледокол «висит» с креном на склоне морены, то он вскоре под действием гравитации сползёт вниз и восстановит плавучесть. Еще попросил набившийся в корпус гравий собрать в мешки, вёдра, как можно больше, для последующего анализа. Вскоре ледокол действительно сполз в воду, затем походил во круг, делая промеры глубин. Они оформили все нужные бумаги для последующего расследования и получили указание идти на Диксон. Здесь я перебрался на атомоход, и пошли в Мурманск. По пути взяли на буксир потерявший лопасть теплоход «Степан Разин». В Мурманске расследование проводил капитан Леонид Владимиро вич Ленский, авторитетный моряк и милейший человек. Он имел право привлекать экспертов со стороны, так я оказался в орбите официального расследования. Пригласили для консультаций док тора геолого-минералогических наук из Кольского научного центра, который как раз специализировался на геоморфологии Шпицбергена и ЗФИ. Он полностью выдвинутую мной версию подтвердил, и я по просьбе Ленского составил официальное экспертное заключение. Вывод был таким: экипаж и капитан в случившемся не виноваты». Необычная история лишний раз показывает, какие резервы проч 224 [лава 9. По зимнему льду
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz