Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

уж теснее. «Максутов работал в Финляндии, Іолландии, где стро­ ились ледоколы для Советского Союза, а когда началось соз­ дание первого в мире атомного ледокола, Дмитрий Дмитриевич вернулся в Ленинград и вошел в группу по проектированию и наблюдению за строительством атомохода «Ленин». На многих чертежах первого атомохода сто­ ит подпись Максутова», - пишет об ученом Владимир Стругацкий. В качестве руководителя лабо­ ратории ледовых качеств судов Дмитрий Дмитриевич проводил испытания моделей атомоходов второго поколения, об этом тоже рассказал журналист Стругац­ кий: «Многие годы работали ле- А.А.смирнов нинградские ученые на первом атомоходе. Полученные ими сведения легли в основу создания сле­ дующего поколения атомоходов — «Арктики», «Сибири». Они начали свое плавание на берегу Фонтанки, в бассейне лаборатории ледо­ вых качеств судов. Двадцать две деревянные модели «Арктики» вспарывали лед бассейна, прежде чем были найдены оптимальные формы корпуса самого мощного в мире атомохода». Вот еще одно, весьма неожиданное подтверждение сказанному выше. Знают ли ученые-прочнисты о вообще беспрецедентном ава­ рийном происшествии, случившемся с атомным ледоколом «Ямал» в декабре 1996 года. Как-то капитан атомохода «Ямал» Андрей Алек­ сеевич Смирнов, ставший уже заместителем начальника Мурман­ ского пароходства, показал мне «сувенир», который ему доставили с судоремонтного завода. В сорокамиллиметровый по толщине слиток стали, вырезанный из корпуса «Ямала», намертво «впаялись» самые обыкновенные мелкие камушки, какие можно встретить на берегу среднерусской речки. Особо комментировать Андрею Алексеевичу было нечего: тут, скорее, требовалось воображение - это же как подскочила при столкновении ледокола с каменным гребнем тем­ 222 Глава 9. По зимнему льду

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz