Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА получены ценные данные по величине и характеру приложения динамических ледовых нагрузок. Определение величины ледовых нагрузок, действующих на корпус судна, является весьма сложной задачей ввиду многообразия ледо­ вых условий. Поэтому, исследования прочности судов необходимо проводить параллельно с испытанием льда, в котором продвигается судно, надо знать прочность льда на изгиб, сжатие, срез и т. п. Результаты многолетних исследований взаимодействия корпуса судна со льдом можно показать на следующих примерах: это по­ строенные в Іолландии под нашим наблюдением ледокольно-транс- портные суда типа «Лена» (шесть единиц) и все наши атомные ледоколы. Так, например, дизель-электроход «Лена» прошел без помощи ледокола весь Северный морской путь от Мурманска до Владивостока и от Владивостока до Лондона за одну навигацию и получил незначительную вмятинку бортовой обшивки. А дизель- электроход «Обь» - систер-шип «Лены» - совершил 20 рейсов в Антарктику, где работал в тяжелейших льдах, часто окалывал и проводил во льдах и наши, и иностранные суда и за 20 лет получил один раз небольшую трещину в носовой обшивке размером два метра по вертикали и три миллиметра шириной. Это хороший пример, как надо строить ледокольно-транспортные суда. У меня нет никаких сведений, что наши атомные ледоколы получили деформации от работы в тяжелых льдах. Есть только один случай, когда ледокол «Ленин» в мелководном проливе Санникова коснулся скулой, оче­ видно, камня и получил деформацию обшивки и шпангоутов, но без водотечности». Из ДАНИИ Дмитрий Дмитриевич волею судьбы перешел работать в ЦНИИ имени Крылова в январе 1987 года, за несколько месяцев до рейса атомохода «Сибирь» на Северный полюс. Потому ничего уди­ вительного, что о событиях на ледоколе, описанных нами, ему ничего неизвестно. Но след и память о своих, более ранних исследованиях оставил заметный. Во всяком случае, его вклад в строительство легендарной «Лены» невозможно переоценить - не только в самой истории арктического судостроения, но и в том, что накопленные знания были применены при строительстве последующих серий арктических судов, таких как «Гижига», осуществившая первую продленную арктическую навигацию в 1970 году под проводкой на морском участке трассы Севморпути атомоходом «Ленин». Со стро­ ительством первого атомного Дмитрий Дмитриевич был связан куда 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz