Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

по Севморпути, иные из которых нисколько не уступали по слож­ ности экспериментально-экстремальным. Исследование прочности ледоколов (да и арктических транспортных судов) шло параллельно, а то и неразрывно с решением другой, не менее важной задачи - повышения ледопроходимости. Здесь немало достигнуто, но это тема отдельного рассказа. Все это слагаемые научной теории ледокольного корабля, которая появилась тоже в России, но доре­ волюционной, как и сами первые ледоколы. Я попросил прокомментировать сказанное известного специали­ ста в области изучения прочностных характеристик арктических судов Дмитрия Дмитрия Максутова, руководившего экспедицией по высадке станции «Северный полюс-10» с борта атомохода «Ленин» в 1961 году, затем участвовавшего в высокоширотном транзитном рейсе первого атомохода совместно с ледоколом «Владивосток» в 1971 году и наконец, в упоминавшемся транзитном рейсе «Сибири» с транспортным судном «Капитан Мышевский» в 1978 году. Вот что он сообщил: «В 1930-х годах в России началось интенсивное строительство судов ледового плавания и ледоколов, а также систематическое изучение ледовых качеств судов, плавающих во льдах. В 1935 году были проведены экспериментальные работы по исследованию деформаций связей судового корпуса судна ледового плавания «Садко», а затем ледокола «Ермак». В 1938 году была опублико­ вана работа академика Ю. А. Шиманского «Условные измерители ледовых качеств судов», которая явилась первым научным трудом, наметившим более совершенный способ сравнительной оценки проч­ ности судов с учётом опыта их эксплуатации. Эта работа длительное время служила единственным руководством для конструкторов ле­ доколов и судов ледового плавания. В 1954-57 годах данная работа была несколько усовершенствована. Новым этапом в экспериментальных исследованиях прочности корпусов судов в ледовых условиях следует считать использование электрических тензометров сопротивления, обеспечивших воз­ можность синхронной записи показаний датчиков, установленных в нескольких точках. Электрические тензометры впервые были применены мною в 1950 году во время моей первой экспедиции в Арктику на ледоколе «Капитан Белоусов». Позже такие испытания были проведены с 1956 по 1966 гг. на многих новых судах ледового плавания и новых ледоколах. В результате этих испытаний были 220 [лава 9. По зимнему льду

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz