Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 1. СКВОЗЬ ЛЬДЫ К ОСТРОВАМ НАУКИ главе, срочно запросил: «Ваше решение?». Мы знали, что «Ленин» стоял на переоборудовании: у него после первых испытаний в рей­ сах были проблемы с охлаждением атомной установки... Институт Арктики иАнтарктики тогда послал предложение в Ілавсевморпути: поскольку атомный ледокол не работает в Арктике, свободен, надо сделать первую станцию с борта судна. Причем впервые развернуть станцию осенью, а не весной, как это делалось при обеспечении задачи полярной авиацией. Афанасьев согласился: «Делайте!». Дал сразу указание Мурманскому пароходству и нам. И закрутили... Идея использовать первый атомный ледокол для организации научных исследований на дрейфующей льдине, вне сомнения, ви­ тала в воздухе. Итоги навигации 1960 года, первой для ледокола с момента ввода в строй, говорили сами за себя: атомоход прошел во льдах более 10 тысяч миль, причем 7327 из них - в тяжелых по научным и эксплуатационным понятиям льдах, и провел сквозь них 91 судно. Так что предстоявший марафон из Мурманска до льдины в восточном высокоширотном районе Арктики, примыкавшем к трассе Северного морского пути, протяженностью несколько тысяч миль не пугал. Скорее, вызывало озабоченность черное безмолвие надвигавшейся полярной ночи вкупе с арктическими морозами, метелями, стремительно сковывавшими ледяным панцирем моря и загонявшими суда любого ледового класса в места базовой стоянки. Проще говоря, никто тогда без самой крайней нужды в арктические моря не высовывался в это осеннее по календарю и зимнее по факту время. Не забиралась глубоко во льды и авиация, основная «тягловая сила» полярников, предпочитавшая доставлять их на дрейфующие льдины в весенние месяцы. Но тем и хорош был появившийся атомоход, что в его конструктивном решении были за­ ложены возможности, которыми не располагали ни традиционные суда, ни авиация. И даже не мощность ядерной энергетической установки, в разы перекрывавшая энергетический потенциал ледоколов-предшественников, была главным козырем. Высокая энергоемкость ядерного топлива, позволявшая брать на борт его запас, достаточный для автономной работы атомохода в течение нескольких лет, обходясь без промежуточных бункеровочных баз в Арктике и заходов в порты на побережье, открывала небывалые перспективы длительного одиночного плавания во льдах. Достаточ­ но сказать, что загрузки топлива в реакторы с момента постройки ледоколу хватило на три года, первая перезарядка активных зон состоялась в 1963 году. А неограниченный ресурс времени плавания 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz