Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА кола, приводящих к его повреждению. В короткие сроки предстояло переработать «Временную инструкцию по эксплуатации атомных ледоколов и судов при работе на мелководье» с учетом полученного опыта на атомоходах типа «Ленин» и «Арктика». Предусматривалось переработать целый пакет документов, касающихся технической эксплуатации междудонных и межбортовых цистерн, отсеков и ем­ костей. Особый акцент делался на периодичности проведения за­ меров в них вплоть до автоматизации процессов с помощью успешно работавшей на атомоходах машины централизованного контроля «Полюс». Ученым ЦНИИ имени академика Крылова заказывались работы на проведение тензометрирования фактических ледовых нагрузок на наружную обшивку корпуса атомного ледокола в но­ совой, скуловой частях при работе в тяжелых ледовых условиях. Тензометрирование - это один из основных экспериментальных методов исследования напряженного и деформированного состо­ яния конструкций. А ЦНИИМФу поручалось разработать методику дефектации наружной обшивки и набора корпуса атомоходов и су­ дов для определения норм износа и повреждений, допустимых при эксплуатации. Спецгруппе технадзора за строительством атомных судов предписывалось повысить контроль за качеством сварочных работ на строительстве новых атомоходов. И уж само собой раз­ умеется, что теперь от капитанов и главных механиков ледоколов требовали проводить водолазный осмотр «в полном объеме» после рейсов и при возможности каждый раз на чистой воде после работы в экстремальных ледовых условиях. История с повреждениями корпуса атомного ледокола «Сибирь» подтвердила, как это ни покажется неожиданным после рассказа о проведенном министерском расследовании, правоту известного утверждения: в советское время конструкторами и строителями в технику закладывался трех-четырехкратный запас прочности. В эксплуатации атомных ледоколов это наглядно проявилось при вы­ полнении программы продления ресурса ядерных энергетических установок - меры вынужденной, когда новая страна, Россия, в условиях затянувшегося кризиса не смогла найти средств на обнов­ ление атомного флота. Но меры оправданной. Атомоход «Арктика», а вслед за ним и другие смогли, а некоторые и продолжают рабо­ тать надежно и безопасно, используя дополнительный «советский» эксплуатационный ресурс ЯЭУ Прочность корпусов, заложенная проектантами в атомоходы, тоже прошла проверку временем. Не только в высокоширотных рейсах, но и в повседневности плаваний 219

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz