Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

не время и не место её снимать. Что греха таить, профессиональный уровень моряков, а я имею в виду судоводителей, во все времена, включая нынешнее, оставлял желать лучшего. Подозреваю, что «шишки» набивать в ледовом плавании скоро начнут по второму кругу. Арктика суперпрагматична, самонадеянности и невежества не простит». Кто знает, может быть, именно во время этого, и красочно, и профессионально описанного эпизода, на «Сибири» произошла де­ формация металла, которая 9 годами позже обернулась трещиной, обнаруженной после возвращения атомохода из рейса на Северный полюс. - Я когда в док пришел, поразился, - рассказывает Валерий Ива­ нович Шестопалов. - Надо было почувствовать этот удар. Твердо говорю: мы шли на станцию в сплошном льду, там просто не могло быть таких ударов. Когда шли на полюс, был массив льда, но такой, что не разгонишься, попадались обломки полей, может быть, трех­ метровой толщины льда или 4 метра. Но это был расплыв - 7-8 баллов лед (расплыв-состояние, когда сплоченностьльда уменьша­ ется и отсутствует его сжатие - прим. автора). Может быть, подлом корпуса где-то уже был... Но в каком году это произошло, кто знает. - Но ведь как-то просмотрели, что трещина... -Для того чтобы получить такую трещину, надо было хорошо разо­ гнаться и долбануться. В правой скуловой части, где изгиб идет, - вот вэтой части была трещина. Мы считаем, что форштевень-ударная часть. А скуловая часть тоже ударная. Вы идете по каналу и когда куда-то вкалываетесь, то удар скажется в скуловую часть. Вот об­ ломок айсберга, он мог это сделать. Но айсберг монолитный, его так запросто не раскрошить. Напротив, лед, который просто сморожен, как в нашем рейсе, он будет крошиться. И конечно, тот удар был где-то вверху: в верхней части корпуса трещина, внизу там ничего нет. А как раз под ватерлинией - вроде как подсов мощной льдины произошел... Почти три метра по длине трещина. Удар в носовой части, до того, как ледокол скинуло. Вот такая история. Ученый из ДАНИИ И. П. Романов дал свою квалифицированную оценку уникальному случаю, произошедшему в 1978 году: «В восточной части моря лед нижней частью может ка­ саться дна, а иногда прочно устанавливаться на грунте. Такие льдины называются стамухами. Пересекая перемычку сплоченного льда, ледокол «Сибирь» встретился с такой стамухой и был отброшен в 216 [лава 9. По зимнему льду

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz