Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА предметы на палубе с грохотом заскользили-покатились к левому борту. Я запрыгнул на лючину, чтобы не переломало ноги летящим блоком Николаева с заправленным в него стальным тросом диа метром 65 мм. Мощнейший удар буквально потряс весь ледокол. Как потом выяснилось, крен достигал 37 градусов (могу ошибаться, но ненамного). Вот откуда перебитая посуда, магнитофоны, теле фонные аппараты и куча прочего добра. Но самое страшное, удар такой силы не мог не отразиться на корпусе ледокола. На ледоколе «Мурманск» мы коснулись подводных камней, ледокол слегка, едва заметно тряхнуло, зато при осмотре в доке была обнаружена в кор пусе дыра преизрядная. А здесь такое потрясение всей конструк ции судна. Хорошо, что в это время на штатной площадке не было вертолёта, его бы смахнуло в море, как муху, никакая швартовка не удержала бы. И с палубы никто за борт не улетел, хотя падений и травм было много, но все как-то внутри, а не снаружи. Позднее в ЦНИИМФе на основании данных этого «опрокидывания» «Сибири» был сделан индивидуальный расчёт так называемого «угла зака тывания» судна, то есть, величины крена, при котором судно уже не может восстановить нормальную посадку. Оказалось, что до «угла закатывания» нам оставалось градусов 5-7. Могу опять же ошибаться, но тоже ненамного. Эти данные потом вошли в методику расчётов остойчивости ледовых судов. Что же произошло? Вот тут-то прослеживается поучительная причинно-следственная связь. Один даёт с борта вертолёта оши бочную рекомендацию, другой, на мостике ледокола - а это был Эдик Филатов, молодой старпом - по отсутствию нужных знаний и опыта направил ледокол к месту стыка ледяного поля со стамухой. Он не представлял себе строение стамухи под водой, в результате чего ледокол с полного хода вылетел на подводный склон стамухи и стал опрокидываться. Ну, а удар скулой о стамуху ничем не легче удара о скалу, это все равно что упасть на асфальт... Когда собрали черепки и обломки, пришли в себя, на разведку В. К. Кочетков (капитан атомохода «Сибирь» - прим. автора) послал уже меня. Я их красиво провёл по припаю, оставив стамуху далеко по левому борту. Прошли без сжатий и прочих накладок. Рейс был экспериментальный, осуществлялся в развитие темы освоения высокоширотных маршрутов плавания после успеха «Арктики» (поход на Северный полюс в августе 1977 года - прим. автора). Поэтому на всех обстоятельствах повреждения корпуса «Сибири» сгустилась плотная вуаль, и, мне кажется, что сейчас уже 215
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz