Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
обще предпосылки к аварийному случаю, произошедшему позже, в октябре 1987 года. Рассказывает Василий Иванович Черномор: - Поводов, чтобы получить повреждение корпуса, хватало. Бы вало, выскакивал ледокол на льдину... Штурмана дают задний ход, ледокол начинает скользить по льдине и получает даже боковые удары... А то судоводители проявляют изобретательность: или бьют по краю поля, или между двумя льдинами, в этот момент давление на корпус с боков очень сильное. Мне кажется, после одного из этих бесконечных ударов и был пробит правый борт. И на левом, похоже, было повреждение. Помню, пришел какой-то машинист с докладом, они обходят время от времени свое хозяйство - все сухие отсеки... Обнаружил, что в одном из отсеков вода, хотя там и двойное дно. Как будто сочится из-под гаек. Доложили капитану... Другой случай, когда мы возвращались с полюса, вышли на чи стую воду. Водолаз спустился и сообщает: «Кабеля какие-то вижу с правого борта». Пробоина, как нам казалось, не очень большая, но проломило - сталь там, если не ошибаюсь, от 40 до 50 милли метров... Выяснилось, что вода заполнила сухой отсек, в котором находились кабеля для размагничивания. Для них предусмотрена герметизация, но тем не менее... В чем-то рассказ Черномора схож с воспоминаниями Г Ю. Золо- таревского: - После полюса в море Лаптевых, если я не ошибаюсь, осмотрели какую-то часть корпуса, винто-рулевую группу. Все нормально. Затем высадили СП-29 и возвратились в Мурманск на ремонт. Встали в док. Оказалось, с обоих сторон по бортам трехметровые дырки. Как раз там, где самая широкая часть судна, районы ОВЛ... В помещениях где-то посередине судна появились эти дырки. Но там были и сухие отсеки. А когда их затопило, об этом никто не знал. Осматривали только винто-рулевую группу. Когда возвращались домой, замерили сопротивление изоляции на одной задвижке в сухом отсеке. Начали отдавать болты, а там водичка... Значит, сразу пошла команда: не трогать ничего, закройте. Но уже появилось предположение, что там трещина... А вот какие впечатления от встреч со льдами вспоминает в беседе с автором этих строк В. И. Шестопалов: - Разные были нюансы. На станцию СП-27 шли частично удара ми, частично - ходом. Встретились по курсу какие-то непонятные пузырьки, пупырышки... Стоят гидрологи, рассуждают: нельзя ли прямо через них идти. А отойти куда-то в сторону, влево - вправо, 210 [лава 9. По зимнему льду
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz