Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

мизмом не обижен, что, вероятно, можно считать понятиями одного порядка. А Золотая Звезда Іероя на лацкане пиджака красноречиво говорит, сколько ему выпало и сколько успел в Арктике (и не меньше в Антарктике) этот добродушно улыбающийся, большой, крепкой комплекции человек. Разговор у нас заходит о том, как выбирали льдину для «расквартирования «десятки». Интересуюсь, была ли примешана большая политика, когда квадрат Северного Ледови­ того океана, выбранный для размещения СП-10, пришлось менять. В мае 1961 года именно туда, не сговариваясь с нами, американцы высадили научную дрейфующую станцию «Арлис-2». Вот и говори после этого про пустынные ледяные просторы... - Политика потом была, когда мы дрейфовали, - рассказывает Корнилов. - Начался Карибский кризис. Мы его на себе испытали. Была у нас такая программа «Тишина»: все машины вырубали и слушали. И услышали, что под нами стоит американская лодка, она работала. Пока трясло мир, неделю, наверное, и даже больше, они стояли... А что, если всплыли бы и нас загрузили? (Смеется) Но потом они ушли... О том, как американцы невольно «подкузьмили» нам, мы пого­ ворим позже, а пока разбираемся с Корниловым, как же атомоход вклинился в славную историю отечественных дрейфующих научных станций, число которых сегодня уже достигло сорока. - Павел Афанасьевич Гордиенко (на тот момент заместитель директора ААНИИ) прислал мне телеграмму. Я только что ушел в отпуск, вернувшись с зимовки из Тикси, еще и месяца не прошло. Он предложил мне возглавить дрейфующую станцию «Северный по- люс-10». В ней ни слова не было о том, как будет открываться стан­ ция. Я полдня думал, потом все-таки дал согласие. Хотя и очень вол­ новался, ведь опыта работы на дрейфующей станции у меня не было (две недели на СП-9 не в счет). Но, как говорится, не боги горшки обжигают: почитаем отчеты, поговорим с бывалыми «дрейфунами»... В общем, я согласился и с июля в Ленинграде, в ААНИИ, приступил к подготовке экспедиции. В то время действовало постановление Совета министров о том, что ежегодно в центральном полярном районе должны существовать как минимум две дрейфующие станции. Потом у нас даже получалось по три - по четыре. А в это время, в феврале, разбило дрейфующую станцию «Северный полюс-9». Осталась одна СП-8. И Ілавсевмор- пути (Главное управление Северного морского пути - прим. автора), тогда, кажется, уже был Александр Александрович Афанасьев во 18 Ппава 1. Оживающая Арктика

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz